Для исследователя реформ анализ проекта реформирования Российской академии наук, представленного в думу правительством 28 июня 2013 г., представляет особый интерес: это «чистый» случай нарушения всех провозглашаемых теорией принципов проведения институциональных преобразований. Этот случай особенно важен как демонстрация острой необходимости реформировать российскую систему подготовки и осуществления реформ – тезис, который я пытаюсь отстаивать в течение многих лет (Полтерович, 2005, 2007). Одна из главных функций такой системы – минимизировать вероятность принятия законов, преследующих сиюминутные политические цели или узкогрупповые интересы вопреки интересам большинства и/или в ущерб долгосрочным задачам экономического развития страны.
Приведенный ниже анализ законопроекта № 305828-6 о реформировании Российской академии наук и рассмотрение сопутствовавших ему обстоятельств направлены на выявление таких интересов и целей. Более точно, я попытаюсь ответить на вопрос о том, какими мотивами руководствовались российские власти, внося в Думу проект закона «О Российской академии наук….».
Полтерович Виктор Меерович – доктор экономических наук, академик РАН, президент Новой экономической ассоциации.
Источник: Общественные науки и современность, 2014. № 1. С. 5–28.