Очередным серьезным шагом на пути реформирования академических организаций станет введение в подведомственных ФАНО структурах новой системы оплаты труда (СОТ), базирующейся на Постановлении Правительства РФ от 5 августа 2008 г. №583. На этом документе основаны СОТ большинства федеральных бюджетников. Академические институты до сих пор жили по своим особым правилам: Постановлению Правительства РФ от 22 апреля 2006 г. №236 о пилотном проекте по совершенствованию системы оплаты труда в РАН и ведомственным нормативным актам. Теперь их возвращают в общую “колею”.
Подготовленное рабочей группой ФАНО примерное положение об оплате труда работников подведомственных агентству научных организаций еще не утверждено. Но его общественное обсуждение на сайте http://regulation.gov.ru закончено, и, значит, выхода соответствующего приказа можно ждать со дня на день. По просьбе “Поиска” положение прокомментировал председатель Профсоюза работников РАН Виктор Калинушкин, активно участвовавший в работе над этим документом.
- Виктор Петрович, появилась информация, что профсоюз согласовал новую систему оплаты труда. Вас все в ней устроило?
- Да, мы его согласовали. Но не могу сказать, что оно нас полностью удовлетворяет. Документ — результат компромисса: в чем-то нам пошли навстречу, с какими-то моментами мы согласились. А как по-другому? Не такое простое дело — “сшить” две существенно отличающиеся друг от друга системы оплаты труда. Разница действительно серьезная. Благодаря пилотному проекту оклады сотрудников РАН в 2-2,5 раза выше, чем в РАМН и РАСХН, наши квалификационные требования значительно жестче. Профсоюз РАН предложил внести в положение две тарифные сетки — рекомендуемую (рановскую) и минимальную (применяемую в двух других академиях), которая должна постепенно подтягиваться к нашей. ФАНО поддержало эту позицию. К сожалению, представители Минтруда выступили резко против и настояли на стандартной “уравнительной” схеме, базирующейся на утвержденных правительством минимальных окладах по профессиональным квалификационным группам.
- Эти оклады существенно ниже ныне действующих в академических институтах. Не станет ли это основанием для снижения зарплат?
- Надеемся, что в наших институтах все останется по-прежнему. Нам удалось добиться включения в примерное положение пунктов, согласно которым устанавливаемая по новой системе зарплата работников без учета стимулирующих выплат не может быть меньше той, которую они до сих пор получали. Разумеется, при условии сохранения объема должностных обязанностей. Так что гарантированные выплаты действующим сотрудникам должны остаться на прежнем уровне. Вопрос насчет вновь принимаемых работников остается открытым. Но вряд ли им будут устанавливать зарплаты, отличающиеся от тех, что получают работающие бок о бок коллеги.
Хочу подчеркнуть: пункты, о которых я говорю, были внесены в проект положения по инициативе представителей Профсоюза и СМУ РАН и при поддержке ФАНО. Агентство согласовало этот вопрос в рабочем порядке с членами рабочей группы от Минтруда и Минюста. Мы подписали протокол с условием, что эти ключевые моменты сохранятся. Надеемся на это, но пока нет официального документа, всегда остаются сомнения.
- Вы говорите, что ухудшений быть не должно. А как насчет улучшений?
- Увеличения базового финансирования пока не ожидается, в этом смысле мы можем рассчитывать разве что на внебюджетные доходы. Впрочем, в ближайшие годы ФАНО, видимо, будет получать небольшие целевые средства на увеличение зарплат ученым для выполнения соответствующего указа президента. Уже в этом году было обещано выделить 2,7 миллиарда рублей, и часть этой суммы в институты пришла. Говорят, что в следующем году дадут 5-6 миллиардов. Напомню, фонд заработной платы во всех подведомственных ФАНО институтах составляет около 40 миллиардов рублей. Дополнительные деньги будут направляться на стимулирующие надбавки.
- Правильно ли я понимаю, что согласно новому положению документы о распределении стимулирующих выплат институты должны разработать самостоятельно — сверху ничего регламентироваться не будет?
- Да, порядок и размеры выплат стимулирующего характера будут устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. По-другому теперь нельзя. Даже для академических организаций подобрать универсальные показатели было не так просто, поэтому пресловутый ПРНД носил рекомендательный характер. А как можно найти общие стимулы для наших институтов и структур РАМН и РАСХН, где публикационная активность — далеко не главный критерий эффективной работы?
Замечу, что институтам теперь вообще предоставляются достаточно широкие права в распределении фонда оплаты труда. Но в то же время предусматривается контроль со стороны представительного органа работников — профсоюза. Все локальные нормативные акты должны быть приложениями к Коллективным договорам, которые разрабатываются совместно администрацией и профорганизацией и принимаются на конференции трудового коллектива.
Профсоюз постарается помочь институтам сориентироваться в новой системе оплаты труда. В РАН не было особенной финансовой вольницы, и не все к ней готовы. Мы разработаем рекомендации по формированию локальных нормативных актов, которые разошлем в первичные профсоюзные организации. С председателем Совета директоров институтов РАН Геннадием Андреевичем Месяцем есть договоренность, что совет доведет наши предложения до руководителей НИИ.
- Вернемся к зарплатам ученых. Будут ли учитываться при их расчете научные степени?
- К сожалению, обязательная выплата степенных надбавок ученым была отменена новым Законом об образовании. Профсоюз РАН будет рекомендовать директорам включать в оклады научных сотрудников (НС) и старших научных сотрудников (СНС) кандидатские надбавки (три тысячи рублей), а в оклады ведущих (ВНС) и главных научных сотрудников (ГНС) — докторские (семь тысяч).
Тем, у кого доплаты за степень сегодня входят в оклад, они будут сохранены. Как я уже говорил, в проекте положения есть соответствующий пункт, и мы надеемся, что он останется в итоговой версии. То есть материально люди не пострадают. Но с тем, что ученые теперь лишены важного стимула повышать профессиональную квалификацию, мы мириться не собираемся. Профсоюз РАН намерен бороться за то, чтобы закрепить степенные надбавки законодательно. Сделать это будет непросто. К сожалению, вместе со своей пилотной системой оплаты труда мы потеряли и академические квалификационные требования, в которых, кроме всего прочего, утверждалась необходимость наличия кандидатской степени у НС и СНС и докторской — у ВНС и ГНС. А в Едином квалификационном справочнике должностей, на который мы теперь должны ориентироваться, требования по ученой степени есть только для ВНС и ГНС.
Кроме того, сейчас в наших институтах немало сотрудников имеют еще и “международную” степень PhD. По идее и ее надо учитывать, назначая человеку зарплату.
В общем, вопросы остались, и это значит, что предстоит еще много работы. Новое положение — только первый шаг в формировании новой системы оплаты труда. Постараемся по максимуму реализовать заложенные в нем возможности и в случае необходимости будем совершенствовать нормативную базу.
Подготовила Надежда ВОЛЧКОВА
Фото Николая Степаненкова
Источник: Поиск, № 45-46(2014), 14.11.2014