В Большом зале Российской академии наук 29 мая 2015 года прошла внеочередная третья сессия постоянно действующей Конференции научных работников. Сайт saveras перепечатывает материалы о сессии, опубликованные «Наукой в Сибири».
Президент РАН: «Мы можем многого добиться»
Выступая перед участниками форума, собравшего около 2 000 учёных со всей России, президент РАН академик Владимир Евгеньевич Фортов сообщил, что накануне Правительство РФ приняло долгожданное постановление о разграничении полномочий РАН и Федерального агентства научных организаций России. «Академия должна заниматься наукой, а ФАНО ─ административно-хозяйственными вопросами», ─ резюмировал академик. «Я получил заверения и Медведева, и Путина, ─ поделился он, ─ что мы и дальше будем искать схемы взаимодействия».
Владимир Фортов напомнил, что на декабрьском заседании президентского Совета по науке и образованию был подтверждён принцип «двух ключей» в принятии управленческих решений относительно научных учреждений и возможность внесения корректив в закон «О Российской академии наук…» (ФЗ-253). «Хотелось бы получить от вас конкретные формулировки, чёткие и компактные», ─ обратился в связи с этим к собравшимся президент РАН.
Вместе с этим, экстренный характер созыва конференции в Москве связан с тревогой, которую вызвали у российских учёных проекты трех документов. Это правительственное распоряжение, вводящее жёсткие приоритеты в Программу фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период; методические рекомендации Минобра о переводе 75% финансирования научных организаций по госзаданиям на конкурсную основу, а также план реструктуризации научных организаций, попавших в подведомство ФАНО. «Нам предстоят трудные времена, ─ констатировал академик В. Фортов, ─ но в этой ситуации мы можем многого добиться. Президент, премьер-министр и правительство готовы вести конструктивный диалог с учёными».
Алексей Медведев заявил об отсутствии завершённого плана реструктуризации научных институтов
На третьей сессии Конференции научных работников России руководители государственных научных ведомств опровергли мнения о готовности к новым управленческим решениям.
«Есть ли в ФАНО такой тайный шкаф, в котором все институты разложены по полочкам? Нет. Делать процесс реструктуризации закрытым от научного сообщества неразумно», ─ сказал в ходе дискуссии заместитель руководителя ФАНО России Алексей Михайлович Медведев. Он напомнил, что проектантами и заявителями выступают сами исследовательские организации, а разработанные ими комплексные программы и предложения по структурной реорганизации не только подаются в федеральное агентство, но обсуждаются и в тематических отделениях, и на президиуме РАН. По словам А. Медведева, к реализации готовы 8 проектов, согласованных РАН и ФАНО, а по двенадцати совместное решение так и не было найдено.
Вместе с тем чиновник считает, что реструктуризация сети научных учреждений неизбежна и обоснована: «Я не знаю ни одного региона, где не занимались бы, например, когнитивными технологиями… Мы фиксируем атомизацию научных исследований, мелкотемье и рассредоточение ресурсов». По данным Алексея Медведева, общее количество тем в рамках госзаданий приближается к 9 000, при этом большинство из них выполняется силами одной лаборатории.
Президент РАН академик Владимир Евгеньевич Фортов «категорически отрицательно» отнёсся к муссируемой идее финансирования научных учреждений через Минобрнауки России. Заместитель главы МОН Людмила Михайловна Огородова отвергла такую перспективу: «Вы ни одной ссылки не найдёте на то, что МОН собирается участвовать в финансировании институтов вместо ФАНО». Замминистра подчеркнула, что выступает за открытое рассмотрение всех управленческих решений на этапе их подготовки: «Документы не утверждены, их обсуждение продолжается, и если мы хотим изменить жизнь, то должны в этом участвовать».
Академик Валерий Бухтияров: Институты ─ это наш Рубикон
Главный учёный секретарь СО РАН член-корреспондент РАН Валерий Иванович Бухтияров назвал институт базовой единицей научного ландшафта России.
Выступая перед участниками третьей сессии Конференции научных работников, Валерий Бухтияров обратил внимание на начавшуюся «атомизацию» исследовательских организаций, на стремление их руководства к максимальной автономности. «Это заметно даже в Сибири, где до недавнего времени около 25% финансирования шло на междисциплинарные исследования», ─ констатировал учёный.
Перенос акцента на более компактные научные структуры В. Бухтияров считает необоснованным: «Если институт достаточно крупный и комплексный, он может выполнять задачи государственного значения, на что не способна единичная лаборатория. Более того, даже Институт катализа им. Г.К. Борескова СО РАН, где я работаю, с его почти тысячей сотрудников не всякий проект может реализовать самостоятельно: и ему требуется кооперация».
Валерий Бухтияров различает атомизацию «сверху» и «снизу». Инициированная ФАНО России реструктуризация институтов в ряде ситуаций может привести к созданию более мощных коллективов, чем сегодня. Главный учёный секретарь Сибирского отделения отметил, что оно одобрило создание Федеральных исследовательских центров по цитологии и генетики в Новосибирске и по углю и углехимии в Кемерове. «С другой стороны, соединение разнопрофиьных институтов, как планируется в Красноярске, вряд ли даст синергетический эффект и может создать проблемы в управлении», ─ прогнозировал докладчик.
«Атомизацией снизу» В.И. Бухтияров назвал обособление лабораторий-лидеров внутри институтов. «Да, балласт есть везде, ─ отметил учёный, ─ но это не 80%, а гораздо меньше». Он считает, что даже коллективы-«середнячки» приносят немалую пользу при выполнении хоздоговорых работ в интересах всей организации. В целом же, убеждён Главный учёный секретарь СО РАН, «институты ─ это наш Рубикон, далее которого отступать нельзя».
Источник: Наука в Сибири (ссылка 1, ссылка 2, ссылка 3)