Юрий Ткаченко, доцент МГТУ
На прошедшей неделе вся научная общественность была очередной раз взбудоражена новым «залпом» на поле битвы за российскую науку. Причём, впервые свершился факт «дружественного огня» — несколько академических институтов «накрыл» удар непосредственно от самого руководства РАН.
В прессе появилась информация о распоряжении, касающемся размещения новой правительственной структуры в здании на Ленинском проспекте, д. 32а, получившем неофициальное название «Золотые мозги»: http://www.novayagazeta.ru/politics/61073.html Сюрпризом стало то, что распоряжение, на которое ссылается «Новая Газета», было издано не Правительством РФ или какой-либо правительственной структурой, а Президиумом РАН и подписано лично президентом В.Е. Фортовым.
Чтение этого документа сразу же вызывает недоумение. Итак, п.1 «Разместить Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) по адресу: Москва, Ленинский проспект, д.32а». Так и хочется спросить, зачем Вам, Владимир Евгеньевич «испанская грусть»? Пускай тот, кто это ФАНО учинил и думает, где его разместить! И пишет соответствующие распоряжения. Зачем примерять на себя «лавры» гонителя науки?
Но это ещё цветочки. Допустим, «гонители науки» приняли соответствующее решение, тем более, что Фортов ниже ссылается на некое распоряжение О. Голодец. Хотя непонятно, полномочна ли вице премьер, курирующая в том числе и науку распоряжаться научной собственностью? в свете концепции реформы РАН — это совсем не факт. Для распоряжения собственностью науки есть Управление имущества организаций научной сферы Росимущества, которое подчиняется Минэкономразвития РФ, не входящего в социальный блок вице-премьера Голодец.
Но главная «ягодка» документа впереди. П. 2.2. и п. 2.3 начинается со слов: «Учреждениям и организациям РАН…» и далее идут требования по освобождению занимаемых помещений к 12 академическим институтам и научным центрам, из которых 4 не имеют других площадей, кроме как в «Золотых мозгах». То есть — пожалуйте «на улицу».
Возникает вопрос, а имеет ли президент РАН полномочия давать какие-либо указания научным организациям РАН? По закону — нет, только «по понятию», что у них в названии тоже стоят буквы «РАН». Буквы буквами, но ФЗ № 253 от 27.09.2013 г. чётко указывает, что: «п.9.ст.13. Организации,находившиеся в ведении Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (т.е до 27 сентября 2013 г. — Ю.Т.), передаются в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление функций и полномочий собственника федерального имущества, закрепленного за указанными организациями». Так что, на 18 ноября 2013 г. (дата распоряжения Фортова) никаких научных учреждений в ведении РАН нет!
На примере распоряжения президента РАН мы имеем дело уже с клиническим случаем, называемым в медицине «фантомными болями». Такое явление наблюдается в случае ампутации конечности, например руки. Разумеется, реформа Академии наук это не просто ампутация руки — скорее всего это можно сравнить с отсечением от головы всего туловища (причём с полного согласия «головы», которой обещали достойную «жизнь вне тела»). Но чтобы не описывать совсем уж страшные кошмары, ограничимся дидактическим примером, в котором отрубили руки, ноги … (чур меня, чур!).
Итак, после ампутации руки, человека поначалу мучают фантомные боли как бы в утраченной руке, вследствие чего хочется отрубленной рукой поуправлять. В данном случае — дать распоряжения. Интересно, понимает ли В.Е. Фортов, что он пытается управлять организациями, для которых его новая, «отрихтованная» Академия по закону не является ни учредителем, ни собственником их имущества.
Скорее всего — понимает. Иначе бы не распорядился выкинуть 4 института просто на улицу. Потому что для оставшихся непосредственно в самой РАН органов (например — Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований) в его распоряжении предусмотрена иная судьба. В отличие от отсечённых от Академии рук и ног, которым теперь в любом случае придётся жить своей жизнью, восьми Советам, Комиссиям и другим подразделениям РАН тоже предписано съехать, но не на улицу, а в помещения на ул. Вавилова д. 44 корп. 2 и д. 30/6.
Тут логично возникает вопрос о том, а не слишком ли Фортов «раскомандовался»? Поспешное, непродуманное принятие закона о реформе РАН, больше похожее на стихийное бедствие, подрывающее основы государства, чем на продуманное государственное строительство, создало много неясных правовых коллизий. Так, непонятно, а какой недвижимостью вообще может распоряжаться отреформированная РАН?
Первоначально, в законопроекте о РАН присутствовало указание на то, что новая Академия «находится по адресу: Ленинский проспект, 14» (историческое здание Президиума). Но потом чьё-то бдительное око эту строку заметило и убрало посредством поправок депутатов Госдумы и членов Совета Федерации.
Так что, сейчас сомнителен даже вопрос о том, могут ли Президиум РАН и В.Е. Фортов хотя бы старым зданием Президиума распоряжаться, не говоря уже о другой недвижимости. Потому что, РАН теперь находится в Москве, … между небом и землёй.
На месте директоров академических институтов я бы это, не подкреплённое законодательно, распоряжение не исполнял. Конечно, каждому нужно быть на своём месте, а на своём месте каждый решает, как ему поступить. Например, можно просто взять под козырёк и выполнить распоряжение, раз «начальник приказал». Но только вот какая незадача — государство у нас по Конституции правовое и приказывать любой «начальник» может только строго подчиняясь закону. Закон — обязателен для всех. Поэтому нужно заставить «начальников» действовать не «по понятиям», а по тем законам, которые они сами же и принимают. Дабы глупость их сразу всем видна была!
Источник: блоги «Эхо Москвы»