Примечание saveras. Данная статья поднимает интересный вопрос о приемлемом стиле общения ФАНО и подведомственных ему институтов. Стоит ли «заваливать» дирекции институтов множеством четких, но мелких инструкций и требований? Или лучше ограничиться общими рекомендациями? Было бы крайне интересно услышать мнения на этот счет — как ученых, так и сотрудников ФАНО.
То, что создана контора сугубо бюрократическая, стало понятно с первых шагов. Чего стоит, например, название одного из его структурных подразделений, даже аббревиатура которого невоспроизводима по памяти, а уж полное наименование: «Отдел координации деятельности учреждений в сфере естественных наук Управления координации и обеспечения деятельности организаций в сфере науки Федерального агентства научных организаций России», можно использовать в качестве образцовой скороговорки для артистов разговорного жанра.
Затаившееся существо долго никак не проявляло себя во внешнем мире, даже по отношению к объектам, владеть и управлять которыми ему предназначено, всецело сосредоточившись на внутреннем творческом самоустройстве.
По крайней мере, приказ №1 красноречив и по форме и по содержанию:
Приказ Федерального агентства научных организации (ФАНО России) от 18 декабря 2013 г. N 1н г. Москва.
«Об утверждении положений о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы государственным гражданским служащим центрального аппарата Федерального агентства научных организаций и руководителям, заместителям руководителей территориальных органов Федерального агентства научных организаций, о порядке премирования государственных гражданских служащих центрального аппарата Федерального агентства научных организаций и руководителей, заместителей руководителей территориальных органов Федерального агентства научных организаций, о порядке выплаты материальной помощи, единовременного поощрения за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственным гражданским служащим центрального аппарата Федерального агентства научных организаций и руководителям, заместителям руководителей территориальных органов Федерального агентства научных организаций»
Источник: РГ.
И вот.
С начала нового года подведомственные организации накрыла волна руководящей корреспонденции. Новые сущности плодятся с такой производительностью, что сразу же возникает предположение о стремлении каждого сотрудника соответствовать всем критериям Приказа №1, дабы не миновали его ни надбавки, ни премии, ни материальная помощь, ни единовременное поощрение, ни единовременная выплата. А если существо работы состоит в писании бумаг и оценивается работа по их количеству, то неизбежны всякого рода особенные произведения.
Вот пример такового:
Информационное письмо от 27.01.2014
«Директорам институтов и организаций РАН, подведомственных ФАНО России
Глубокоуважаемые коллеги!
Управление координации и обеспечения деятельности организаций в сфере науки ФАНО России доводит до вашего сведения следующую информацию.
В связи с многочисленными вопросами организаций о порядке оформления исполнения обязанностей директора организации на время его временного отсутствия, сообщаем:»
Далее сообщается о том, какие письма писать в ФАНО по случаю отпуска, болезни, командировки и т.п. с приложением соответствующих образцов писем.
А далее, под пунктом 7 даются инструкции на случай смерти директора подведомственного ФАНО института.
Цитирую:
«К сожалению, в январе 2014 г. скончались два директора институтов, подведомственных ФАНО.
В таких случаях необходимо оформить письмо на имя Руководителя ФАНО Котюкова М.М. , и направить его в оригинале по адресу: 109240, Москва, ул. Солянка д.14, стр. 3, ФАНО России, а также эл письмом на адрес Начальника УКОДОСН ФАНО Романовского М.Ю. adress@kapella.gpi.ru.(адрес изменен автором) Текст письма на бланке следующий:
«Институт (___ указать полное официальное наименование организации) с глубоким прискорбием извещает, что «__»__ 2014 г. скончался директор (краткое наименование организации, звание, ФИО полностью).
Я, (_____ указать должность, ФИО полностью) на основании (_____ указать пункт Устава, другого правоустанавливающего документа) принял на себя временное исполнение обязанностей директора (___ указать краткое наименование организации) с «__»__ 2014 г. (___ указать реквизиты приказа по организации) до назначения директора организации (временно исполняющего обязанности директора) в установленном порядке.
Приложение: Свидетельство о смерти ФИО от «__»__ 2014 г № _____.»
Начальник управления координации и обеспечения деятельности организаций в сфере науки ФАНО России М.Романовский
Надо ли это комментировать?
В частности, Свидетельство о смерти у родственников почившего под каким предлогом изъять? По тексту письма не видно, что ФАНО устроит копия.
Мягко говоря, все это очень далеко от сложившегося веками т.н. академического стиля общения.
Владимир Яшуткин
Источник: MAXPARK.
Странные претензии, а как должны выглядеть официальные бумаги? Жанр такое, вполне почтенный, в любом учебнике по стилистике найдёте — канцелярский стиль называется. Естественно, отличается от научного, газетного и множества других. И что? Каждый может заглянуть в Коллективный договор в своём институте (регулирует отношения коллектива с администрацией) — там всё из таких формулировок состоит, а заключались эти договора задолго до реформы и появления ФАНО.
Зачем стравливать-то ин-ты и ФАНО — на потеху МОН?
Ничего хорошего в канцелярском стиле нет. Но комизм письма Романовского связан именно со смесью подчеркнуто-бездушного канцелярского стиля (инструкция на случай смерти директора) и чего-то противоположного («с глубоким прискорбием»). Думаю, это и задело автора.
А обсуждать я предлагаю, все-таки, основной вопрос, поднятый в заметке. Автор абсолютно справедливо заметил, что ФАНО начало рассылать множество четких инструкций с требованием исполнить и отчитаться. Чего стоит требование разместить на своих сайтах поздравление Котюкова и (обязательно!) отчитаться! Насколько я могу судить, Президиум РАН использовал гораздо более гибкий стиль управления своими НИИ. Ведь наличие множества мелких и четких инструкций подразумевает санкции в случае их невыполнения. А это — фирменный стиль Минобрнауки, где кара за неправильно заполненные документы всегда намного страшнее, чем за отсутствие научного результата. Тысячи непринятых заявок ФЦП и сотни незарегистрированных «по формальным критериям» диссертационных советов тому в подтверждение. Если ФАНО встанет на этот путь, репутация у него будет не лучше.
Освещение любых событий – это выбор точки зрения и сужение угла обзора. Фраза, признаюсь, не моя, но очень точно отражает тенденции современной журналистики. «Патриоты штурмуют некое здание» – и мы сразу понимаем, что в здании засели враги. А когда из того же здания «силовые структуры выбивают боевиков» (или националистов), то «наши» – это силовики. Все же просто и думать не надо, «с нами тот, кто все за нас решит» или подскажет, как минимум. Потому что разобраться самому в том, что происходит вокруг нас же – это надо время потратить.
Суета вокруг ФАНО – логична и ожидаема. Закрытая искусственно созданная структура, не имеющая ни сайта, ни выхода в общество с заявлениями, лозунгами и транспарантами. Что происходит за стенами старинного особняка на Солянке или в «доме с мозгами», откуда по слухам «выгнали всех академиков» – неизвестно. Неизвестность плодит фантомов, тем монструознее, чем богаче фантазия. Опираясь на тексты Приказов ФАНО (о внутреннем распорядке), в научное общество вбрасываются страшилки о перманентном ужесточении режима в институтах со строго определенным рабочим временем научного сотрудника; основываясь на (действительно) невоспроизводимой аббревиатуре названия управления – УКОДОСН, сводящей скулы – делают вывод о создании «конторы сугубо бюрократической» (с). В пику ФАНО только ленивый из пишущей «на люди» братии не поставил Приказ №1, попрыгав на его тексте в меру своей физической подготовки. Наверно, я и дальше так бы и сидела, внутри «затаившегося существа, никак не проявляющего себя во внешнем мире» (с), вспоминая собаку и караван, но рассылка от имени профкома по родному институту письма, содержащего злую критику Приказа с идеологически неверным номером (№1) заставила все-таки ответить.
Ехидно подсчитывающие деньги в чужом кармане, вопиящие о немыслимой 200% надбавке к окладу, завистливо шипящие о материальном поощрении за ненормированный рабочий день и – о ужас! – за работу на компьютере, вы можете прочитать Приказ до конца и, главное, увидеть основное – ссылку на Указ Президента РФ от 25 июля 2006 г. N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих»? Для совсем ленивых привожу: http://base.garant.ru/189828/1/#block_10800 . Спускаемся по тексту вниз, вниз, мимо Администрации Президента, мимо Совета Федерации, даже мимо Госдумы, не заплевывая текст косточками от вишен, вспоминая часовые «гуляния» ученых у ее стен… Ниже, еще ниже – вот оно: «Раздел 8. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих федеральных служб, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, государственных комитетов, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации». И что пытливый ум найдет, коль скоро до конца дочтет? Должностной оклад начальника управления федерального агентства – 4950. Рублей, а не денег в кг! И надбавка – жуть, 4 оклада! – это АЖ 19800 руб. Озолотиться можно начальнику управления, не правда ли? А ведь начальник управления – это третья ступенька от руководителя ФАНО, практически его «верхушка». А простые сотрудники, коих далеко не легион, начинают отсчет своих окладов от 2000р. Вы все еще завидуете огромным зарплатам чиновников ФАНО? Вы все еще подсчитываете размеры очередной бюрократической опухоли? Вы все еще думаете, что в ФАНО спустили по разнарядке «эффективных менеджеров»? Тогда приходите к нам. Комната, не спорю, большая. 11 столов, 15 человек. 1 стационарный компьютер, остальные – за собственными ноут-и нетбуками. 1 городской телефон. Надо позвонить? Звони со своего мобильного, но знай, что никто тебе его не оплатит: нет такой расходной статьи. Из 15 человек – кураторов институтов – только 4 не из институтов РАН. Остальные – «кандидаты в доктора», достаточно успешные, публикующиеся, цитируемые. Их даже в карте российской науки МОН можно найти.
Что нас сюда привело, после бесплодных выступлений против развала РАН? Возможность (насколько она вероятна – второй вопрос) что-то сделать реальное. Посмотреть изнутри на жупел, вдруг не очень-то и страшен? Выучить за неделю по 60 институтов на человека, с каждого института по 2-3 адреса, причем в довесок – парочка с личными яндекс- и мейл-координатами. Разослать ЦУ от Минобрнауки, Минфина, собственно управлений ФАНО (планового, финансового, …..), на следующий день «собрать камни». Ответить каждому, потому что это – люди, которые сами не знают, чего ждать от ФАНО, и у которых ты – единственный достоверный источник информации. Сходить в соседний отдел и понять, что документация внутри ФАНО не разработана – прошло слишком мало времени и не полностью набран штат. А исполнять Законы РФ (не приказы ФАНО!) – институты обязаны. Как обязаны до конца марта принять Положения о закупках по ФЗ223. Значит, ФАНО должно утвердить эти Положения. 1007 институтов, на минуточку. И к лету – утвердить новые Уставы. Тоже 1007, между прочим. А творческое начало у научных работников – неистребимо, и КАЖДЫЙ документ уникален. Давайте посчитаем, ученые кроты, сколько 50-страничных документов вы сможете прочесть за рабочий день, выверив все пункты с законодательством? И какой длины должен быть этот день?
И когда вы осознаете, что Академия наук «обрастала» бумагами и аппаратом 290 лет, а перед ФАНО поставили задачу сделать то же самое на качественно другом уровне за полгода – может быть, тогда вы перестанете плеваться ядом за просьбы присылать документы в соответствии с образцом, за дублирование запросов других министерств, за казенный стиль официальных рассылок.
И давайте подождем до летнего понедельника…
А в заключение хочу процитировать совсем про другое по форме, но то же самое по сути: «Похоже, страна раскололась на два лютых лагеря: на тех, кому нравится олимпиада и тех, кому не нравится всё остальное. Хотя оба лагеря — это примерно одни и те же люди. Просто одни в таком восторге от олимпиады, что забыли об остальном. А другие в таком шоке от остального, что не могут порадоваться олимпиаде. Это всё вопрос рефлексии, а вовсе не потому, что кто-то сволочь и не патриот, а другой — безудержный патриот и поэтому ещё большая сволочь. Все мы тут патриоты. Просто одни искренне радуются за страну, а другие искренне переживают, но за нее же. Главное, что равнодушных нет! Поэтому нас по-прежнему нельзя победить. Если только мы сами не передеремся, поэтому давайте не будем.» http://i-cherski.livejournal.com/2629218.html
И да, теперь нас стало чуть больше, и на каждого уже приходится по 25-30 институтов! Ура, товарищи!