О визите главы ФАНО Михаила Котюкова на Дальний Восток рассказывает директор Ботанического сада-института (БСИ) ДВО РАН Павел Крестов.
Делегация ФАНО во главе с Котюковым посетила Владивосток. Были проведены встречи с правительством края, с руководством и студентами ДВФУ, с молодыми сотрудниками ДВО РАН и с директорами институтов ДВО РАН (единственная из встреч, на которой я присутствовал). Кроме того было посещено несколько институтов, в том числе и БСИ ДВО РАН. Основные отличия от прошлых визитов в регионы — участие в составе делегации помощника президента Андрея Фурсенко и директора РНФ Александра Хлунова.
В целом, информация, представленная Андреем Ворохом [в отчете о визите Михаила Котюкова на Урал — saveras], — актуальна. Формат разговора — краткая информация (без «жареных фактов», с очень точными характеристиками и в то же время с почтительными реверансами в сторону представителей региональной науки) и вопросы из зала (по которым складывается полное и точное впечатление о том, кто в зале, включая, возможно средний IQ по отделению ). Мое личное ощущение в целом — позитивное.
Во время встречи с директорами произошла единственная утечка: Хлунов произнес термин «постоянная ставка», рассказывая о работе РНФ (информация в пределах уже помещенной на сайте фонда). Директора не отреагировали, хотя это и есть самое страшное для большинства сотрудников РАН среднего уровня и ниже. Я хорошо знаком с такой системой в Китае: у середнячков постоянной ставки не будет. Опасность та же, что и у велосипедиста, переставшего крутить педали.
Коснулись максимального возраста директоров (ничего нового: может быть, после 65 лет — плавный переход на специальную должность научного руководителя/консультанта учреждения).
Еще один акцент — утеря актуальности штатного расписания. Институты вольны принимать сотрудников в любом количестве: главный ограничитель на региональном уровне — средняя заработная плата по региону. Все просто: у директора есть субсидии на выполнение госзадания и средства от приносящей доход деятельности. На эти средства можно набирать столько работников, сколько необходимо для выполнения государственного задания, не оглядываясь на спущенные сверху ставки (ставки сверху сейчас не спускают, их число определяется институтом). Это сопровождается переходом от сметной системы планирования к планированию финансово-хозяйственной деятельности (утверждается директором). Средства, высвобожденные при оптимизации плана, как я понимаю, достаточно просто использовать по тем кодам, где они необходимы.
Низкий уровень зарплат [в таких регионах, как Москва, где средний уровень зарплат в РАН примерно в полтора раза ниже средней по региону — saveras] — это издержки планирования как на уровне института, так и на уровне региона и отделения РАН. Поэтому мой призыв к ученым: если зарплата ниже средней по региону — участвуйте в конкурсах в тех регионах, где она выше. Не будьте заложниками московской прописки, за МКАДом жизнь есть. В ДВФО нет ни одного активно работающего физиолога растений, мы очень нуждаемся в специалистах.
Наконец, будет организовано дальневосточное региональное представительство ФАНО, известно, кто его возглавит, впечатление — позитивное.
На встрече в БСИ со стороны сотрудников подняты очень актуальные для ботанических садов вопросы (1) сохранения и поддержания коллекций живых растений (по словам Котюкова, такая система мероприятий будет разрабатываться); (2) ботанико-экологического просвещения (тут же спущено на уровень губернатора края; надеюсь с хорошими последствиями для БСИ). Я имел возможность привести аргументы в пользу создания на базе БСИ Регионального Дальневосточного центра по исследованию растений (по типу Ванкуверского, Берлинского, Корейского (национальный арборетум), Цукубского). На встрече с сотрудниками БСИ Котюков влюбил в себя сотрудников (не знаю, что и делать теперь-то ).
Источник: Сеть координации институтов