24 февраля 2014: Встреча главы Федерального агентства научных организаций (ФАНО) Михаила Михайловича Котюкова с руководителями институтов и других структур Сибирских отделений РАН, РАМН и РАСХН проходила в диалоговом режиме. «Будем считать, что у нас круглый стол. Надеюсь, что в этом формате мы будем регулярно встречаться и обсуждать все ключевые проблемы», — сказал М. Котюков.
Академия наук и её региональные отделения будут нести экспертные и аналитические функции, отвечать за научно-методическое руководство институтами, проводить оценку результатов их научной деятельности. М. Котюков: «За РАН законом закреплен существенный объём задач государственного назначения, и они касаются не только ранее подведомственных организаций, но и всех, кто ведет научную деятельность в стране. Мы должны выстроить такие взаимоотношения, чтобы не провоцировать лишнюю бюрократию, параллельные запросы на одну и ту же тематику и так далее». Соответственно, вся отчётность, как финансовая, так и функциональная, по результатам научной деятельности институтов остаётся за Академией наук. М. Котюков: «Это направлено на минимизацию бюрократии, чтобы избежать двойного прогона документов».
Сибирский территориальный орган ФАНО будет располагаться в Новосибирске. С полпредом Президента России в СФО Виктором Александровичем Толоконским достигнута договоренность о том, что границы ответственности межрегиональной структуры ФАНО и СО РАН будут совпадать, но на это необходимо получить согласие представителей высшей федеральной власти в двух соседних округах, Уральском и Дальневосточном. Чтобы территориальный орган заработал, требуется, со слов Котюкова, «ряд решений на уровне правительства и документов, согласованных с Минюстом». Один из таких регламентов — Положение, в котором будут прописаны функции представительства ФАНО в Сибири. Михаил Котюков предварительно отнёс к ним общее и кадровое делопроизводство, командировки и отпуска руководителей подведомственных организаций, вопросы имущественного комплекса (без права подписи). «Также здесь должен быть серьёзный блок, связанный с контрольно-проверочными мероприятиями», — подчеркнул глава ФАНО. Он признал возможным переход в территориальный орган агентства специалистов аппарата СО РАН с учётом требований, предъявляемых к государственным служащим (в московском штате агентства около половины составляют выходцы из академий).
Налажено текущее бюджетное финансирование институтов и организаций. Ни один из присутствовавших на встрече директоров, в ответ на вопрос М. Котюкова, не сообщил о задержке с поступлением денежных средств.
Возможна передача с баланса на баланс между исследовательскими организациями различного имущества: сооружений, установок, приборов и тому подобного. Михаил Котюков объяснил, что у ФАНО есть «эксклюзивное полномочие» на такие операции без санкции Росимущества. При этом необходимо соблюдать два условия: чтобы передаваемое было должным образом зарегистрировано и использовалось по назначению.
ФАНО будет участвовать в решении жилищного вопроса. В частности, агентство подало заявку на участие в федеральной целевой программе «Жилище», которая переходит от Минрегионразвития в Минстрой и продлится еще 2 года. Создана рабочая группа с Фондом содействия развитию жилищного строительства (Фонд РЖС). Михаил Котюков считает, что все учёные должны стать потенциальными правоприобретателями программ Фонда РЖС независимо от удалённости их институтов от земельных участков, выделяемых под строительство. Также ФАНО переключает на себя распределение жилищных сертификатов для учёных по рекомендациям РАН и её отделений.
Проблема финансирования центров коллективного пользования (ЦКП). Глава ФАНО напомнил, что они делятся на два уровня: федерального значения (по отдельному списку), получающие поддержку по специальной госпрограмме, и более локальные. Вторые, вполне вероятно, могут работать на основе межинститутских соглашений.
Консолидированное использование институтами информационных ресурсов: научной литературы, подписок на журналы, баз данных и прочее. Михаил Котюков предлагает проработать два варианта. Первый — предусмотренные законодательством совместные торги с дальнейшим использованием ресурсов всеми его участниками. Второй —неограниченное количество вторичных подписчиков у одного получателя информации.
Аспирантура в научных институтах. Некоторые из них имеют действующие лицензии на образовательную деятельность, но из присутствующих директоров только один указал, что таковая вписана в госзадание. Поднимался вопрос о включении аспирантуры в научный стаж, но здесь есть правовое противоречие: она считается не работой, а обучением, и при очной форме нелегитимно совместительство. Определенные сложности есть и с военкоматами. «Будем эти проблемы решать», — заверил Михаил Котюков.
Не предвидится какого-либо добавочного бюджетного финансирования по выполнению госзаданий. Михаил Котюков: «Мы работаем в условиях предельно жёсткого бюджета. Вы читаете макроэкономические прогнозы, положение не улучшается. Никаких дополнительных средств после разделения между академией и агентством не появилось, деньги ровно те же самые. Есть одна новация, что новые функции РАН заложены в эти же рамки. Те средства, которые в прошлые годы были источником для ремонтов, содержания флота, выплаты стипендий, приобретения оборудования и ряда других позиций — их сейчас совокупно 4 миллиарда 600 миллионов рублей, а годом раньше было 6 миллиардов. У нас серьезный дефицит ресурсов». Глава ФАНО напомнил о том, что по поручению Президента России финансирование фундаментальных и поисковых исследований переводится на грантовую основу, и все научные фонды страны на ближайшие три года располагают суммой около 100 миллиардов рублей. Михаил Котюков рекомендовал учёным активнее участвовать в конкурсах, а прикладные исследования и инновационные разработки стараться как можно больше обеспечивать поступлениями от контрактов с заинтересованными субъектами экономики.
Финансирование экспедиций, содержания и ремонта исследовательского флота (применительно к СО РАН — на Байкале, Телецком озере, других водоёмах Сибири). М. Котюков: «Флот — вопрос тяжелейший. Были напряжённые совещания по судам неограниченного района использования, таковых у нас 13, ещё 23 каботажных. Президент страны поставил задачу так: определить перечень работ, которые должен выполнять флот, и, исходя из этого, построить систему финансирования». Схожая ситуация была обрисована по экспедиционной работе в целом, а также по поддержке стационаров, обсерваторий и экспериментальных хозяйств. Касательно последних, Михаил Котюков посоветовал обратиться к опыту коллег из Россельхозакадемии.
Проблема, специфическая для сегодняшней Академии медицинских наук: финансирование учреждений, ведущих как исследовательскую, так и лечебную деятельность. Таковых, по словам М. Котюкова, в ФАНО передано около 100, из них две трети имеют собственную клиническую базу. Перевод медицинских услуг населению на систему обязательного медицинского страхования (ОМС) до конца 2014 года может софинансироваться из госбюджета, но затем ОМС становится единственным источником обеспечения лечебной практики. Академическим клиникам в ближайшее время грозит серьезное недофинансирование. Для начала, считает Михаил Котюков, надо на федеральном уровне установить единые правила компенсации из фондов ОМС оказанных лечебницами услуг: «У нас не должно быть случаев, когда оказание одной и той же медпомощи компенсируется учреждениям по разным тарифам». В качестве крайней антикризисной меры глава ФАНО предложил наращивать объёмы платной помощи населению, заверив при этом: «По медицине скоро будем собираться специальным составом».
Совещание федерального руководителя с директорами институтов СО РАН проходило не просто в предельно деловой обстановке — это неполная характеристика. Михаил Котюков несколько раз акцентировал внимание на происходящую смену парадигмы господдержки развития науки. От «размазывания тонким слоем», чтобы «никто не ушел обиженным», Российская Федерация переходит к ранжированию стратегических целей, сообразному выстраиванию программ, и, как следствие, определению наиболее способных исполнителей и необходимых им ресурсов.
Глава ФАНО сказал так: «Мы должны учиться работать по задачам. По поручению Президента страны Академия наук и Правительство должны провести приоритизацию научных направлений. Наша задача — быть готовыми в эти приоритеты оперативно встроиться». Михаил Котюков напомнил, что в ближайшее время будет скорректирована государственная программа развития науки и технологий, «…участниками которой мы все являемся».
Источник: COPAH.info