Международный астрономический союз выступил с категорическим заявлением против продажи названий кратеров на Марсе. «Подобные инициативы противоречат духу свободного и равного доступа в космосе, а также идут вразрез с международно признанными стандартами. Таким образом ни одно из купленных имен не может быть использовано на официальных картах и глобусах», – говорится в его заявлении. Об этом сообщает портал Phys.org. Между тем как продажа названий продолжается.
Такое резкое заявление представителя союза Ларса Линдберга Кристенсена (Lars Lindberg Christensen) последовало как реакция на инициативу краудсорсингового сайта Uwingu продавать названия кратеров на Марсе. Две недели назад посетители сайта стали покупать возможность назвать кратер каким-то именем по ценам от 5 долларов до 5 тыс США в зависимости от размера кратеров.Финальной целью проекта является сбор 10 млн долларов США, которые Uwingu собирается передать на гранты для исследователей космоса, тех, кто занимается образовательной деятельностью, и предпринимателей «в период сокращения госфинансирования».
Авторы проекта, основатели Uwingu, исследователи планет Алан Стерн и Марк Сайкс (Alan Stern, Mark Sykes), заявили, что за 10 дней посетители сайта из 78 стран придумали названия 7 тыс. кратерам на красной планете. В зазывной рекламе на своем сайте они обращают внимание на скучное название «PSR 81257+12 B», данное первой планете, найденной вне Солнечной системы. Альтернатива состоит в том, что любой пользователь Интернета может заплатить деньги и присвоить какой-нибудь экзопланете более красивое имя. Правда, это имя, как и имя кратера, не появится в официальной базе Астрономического союза.
Портал Phys.org напоминает, что за полвека Астрономический союз присвоил имена только тысячи из примерно 500 тыс. кратеров на Марсе. И каждое присвоение имени проходило согласно установленной процедуре. Большие кратеры шириной в более чем 60 км были названы в честь ушедших исследователей (Ломоносова, Гейла, Гильберта, Гюйгенса, Кеплера, Королева, Кюри, Магеллана, Ньютона, Пастера, Тихо Браге, Скиапарелли, Тихонравова), а также деятелей культуры (Айзимова, Орсона Уэллса), которые посвятили свои произведения Марсу. Кратеры меньшего размера названы в честь городов Земли с населением менее 100 тыс. человек.
Представители Международного астрономического союза высказались за бесплатное и бескорыстное наименование космических объектов. Они отметили, что общественность сможет поучаствовать в присвоении имен, если к ней обратятся космическое агентство или сами первооткрыватели. «Так было в случае миссии NASA «Магеллан», запущенной в 1989 году, тогда для названий кратеров на Венере публику просили предложить имена женщин, внесших значительный вклад в свои области знаний».
В комментарии «Полит.ру» астроном и популяризатор науки Владимир Сурдин, всегда резко выступавший против «продавцов воздуха» – дельцов, занимающихся продажей имен космических объектов и вводящих публику в заблуждение, поддержал заявление Международного астрономического союза.
«Географические названия никогда не продавали на Земле, они всегда рождались естественным путем, в крайней случае в результате политических событий – пик Ленина, пик Коммунизма. Но уж точно эти имена никогда не покупались. “Хочу, чтобы эта гора носила мое имя! Вот вам 100 долларов”. Это возможно? Нет. А почему на других планетах должно быть так: заплатил – и назвал. Нельзя так!», – заметил он.
Хотя авторы проекта Uwingu намереваются передать полученные деньги на благое дело, Владимир Сурдин считает, что продавать названия кратеров или других космических объектов нельзя. «Представьте наших потомков. Они прилетят напланету, а там уже все названо. Первооткрывателям, которые будут первыми шагать по Марсу, трудиться, обрабатывать землю, рожать первых детей, нечего будет называть, уже все будет куплено. Вот прилетят, пусть и начнут присваивать имена», – подчеркнул старший научный сотрудник ГАИШ МГУ.
Источник: ПОЛИТ.ру.