Школьный учебник запретили из-за картинок из зарубежных сказок
Более 20 тыс. человек подписали ко вчерашнему дню петиции за пересмотр федерального перечня школьных учебников на 2014–2015 учебный год. Минобрнауки не включило в список более 130 книг, в том числе признанные в образовательном сообществе пособия Людмилы Петерсон и Леонида Занкова и популярный учебник Happy English. Чиновники винят издателей в неправильном оформлении заявок, эксперты ссылаются на недостаток патриотизма в учебнике математики, а издательства жалуются в прокуратуру и ФАС на ограничение конкуренции.
Более 20 тыс. человек подписали ко вчерашнему дню петиции за пересмотр федерального перечня школьных учебников на 2014–2015 учебный год. Минобрнауки не включило в список более 130 книг, в том числе признанные в образовательном сообществе пособия Людмилы Петерсон и Леонида Занкова и популярный учебник Happy English. Чиновники винят издателей в неправильном оформлении заявок, эксперты ссылаются на недостаток патриотизма в учебнике математики, а издательства жалуются в прокуратуру и ФАС на ограничение конкуренции.
Открытые петиции против решения Научно-методического совета по учебникам при Минобрнауки РФ об исключении из перечня школьных учебников на следующий год ряда качественных и признанных пособий собрали уже более 20 тыс. подписей. Из 1,5 тыс. учебных пособий от 26 издательств Совет отказал 136 книгам. Среди них оказались учебники системы развивающего обучения Леонида Занкова (все 42 учебника издательства «Корпорация Федоров»), учебники по математике для начальных классов Людмилы Петерсон (издательство «Ювента») и популярный учебник по английскому языку Happy English (издательство «Титул»).
В Минобрнауки утверждают, что учебники исключили из списка в основном за нарушение требований при оформлении документов. Так, издательство «Корпорация Федоров» представило копии экспертных заключений вместо оригиналов. Издательство «Титул» в документах на учебник Happy English назвало его просто «Английский язык». В «Ювенте» нарушили процедуру экспертизы, а издательство «Мнемозина» не только прислало документы на пять дней позже срока, но и с поддельной подписью эксперта. «Эксперт, чья подпись стояла под представленными заключениями, подтвердил на заседании Совета, что не ставил резолюции на документах», – заявляют в пресс-службе Минобрнауки.
Издательства с претензиями не соглашаются и готовят иски в суды, а также жалобы в ФАС и прокуратуру. Директор издательства «Мнемозина» Марина Безвиконная утверждает, что все подписи на документах подлинные, и «ситуация – в конкуренции, больше ни в чем». В «Титуле» уверены, что придирки к ним бессмысленны: учебник должен называться «Английский язык» в соответствии с нормативными документами, а название Happy English издательство может при желании добавлять на титульный лист книги. Директор издательства «Корпорация Федоров» сам сдавал пакет документов в министерство и утверждает, что именно сотрудник ведомства потребовал предъявить не оригиналы, а заверенные копии бумаг, и поэтому решение Совета нельзя считать законным. Издательство уже получило независимое экспертное заключение юристов о неправомочности действий министерства, однако суд может затянуться, и тогда учебники в список все равно не попадут.
Учительница старших классов одной из школ Чапаевска (Самарская область) и соавтор петиции за пересмотр списка учебников Елена Гордеева утверждает, что успех ее учеников – целиком заслуга «занковского курса»: «Считаю, что только благодаря системе Л.В. Занкова у ребят нет ни одной тройки на ГИА, и среди них есть победители и призеры олимпиад различного уровня и по различным предметам, в том числе регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике».
Один из подписантов петиции за возврат учебников Людмилы Петерсон завкафедрой психологии образования МПГУ Алексей Обухов полагает, что большая часть претензий экспертов – это «вкусовщина» и «вымысел»: «Странно, когда эксперт заявляет, что баклажаны детям не ведомы, а на картинках они должны смотреть на персонажей только из отечественных произведений и математику учить на символике РФ. Это искажает понятие патриотизма до карикатурного явления». Действительно, в своем отрицательном отзыве на учебник Людмилы Петерсон по математике для 1 класса эксперт РАО Любовь Ульяхина сетует на то, что учебник «не способствует развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости», а также «формированию патриотизма», так как «герои произведений Дж. Родари, Ш. Перро, братьев Гримм, А.Линдгрен вряд ли призваны воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну и народ». Возражения на такое заключение уже отправлены на имя Президента РАО Людмилы Вербицкой и замминистра образования Натальи Третьяк.
Несмотря на общественный резонанс, вызванный новым перечнем учебников, в Минобрнауки планируют, что он все же будет подписан Министром Дмитрием Ливановым до 1 апреля. Однако школам оставят право доучивать детей по учебникам, закупленным ранее. «Учебники, которые были приобретены образовательными учреждениями в этом году или раньше, также будут использоваться, пока не истечет срок износа (в среднем он составляет пять лет)», – сообщили в пресс-службе ведомства. Федеральный перечень учебников будет пересматриваться раз в три года.
«На ближайшем заседании Общественного совета при Минобрнауки я, как сопредседатель, обязательно подниму эту тему и надеюсь, что перечень учебников удастся скорректировать», – пообещал в беседе с «НИ» директор центра образования №109 Евгений Ямбург. Он добавил, что сейчас меняется система лицензирования учебников, чтобы в школы не попадала вредная, некачественная или случайная литература, и из-за этого происходят такие недоразумения: «Говорить о патриотизме в учебнике по математике – смешно».
КРИСТИНА КРУТИЛИНА
Источник: Новые Известия.