7 апреля 2014: Комитет Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии провел «круглый стол» на тему: «Законодательное обеспечение отрасли редких, в том числе редкоземельных металлов» (РиРЗМ). В обсуждении приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители федеральных, региональных органов власти, научного и экспертного сообщества, руководители добывающих и перерабатывающих РЗМ предприятий. Вел мероприятие первый заместитель председателя Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Валерий Язев.
Во вступительном слове В.Язев обрисовал ситуацию с РиРЗМ в стране: «Мы не производим необходимую высокотехнологичную продукцию в стране, а импортируем порядка 10-15 тыс. тонн редких земель. Редкометальная отрасль тоже не развита, что ведет к стагнации технологии и к отставанию в мире, возникают конфликты между добычными предприятиями и перерабатывающими». По его словам, область применения была бы чрезвычайно широка, если бы в стране было развито высокотехнологичное машиностроение. Это касается не только отрасли редких металлов, а практически всех сырьевых секторов России, за исключением нефти и газа, считает депутат, — «чтобы развивались технологии, нужны экономически окупаемые бизнес проекты».
Участники обсуждения отметили, что Россия располагает значительными балансовыми запасами редких и редкоземельных металлов — около 27,7 млн. тонн, по объему сырьевой базы находится на втором месте в мире после Китая.
РиРЗМ применяются в производстве суперсплавов и высококачественных видов стали, в оптике и электронике, лазерных технологиях, в производстве композиционных материалов, высокотемпературных сверхпроводников, магнитов, в нанотехнологичных разработках и др.
Проблемы развития отрасли участники «круглого стола» рассмотрели на примере вольфрамового производства. С основным докладом по работе этой подотрасли выступил директор департамента металлургии и тяжелого машиностроения Министерства промышленности и торговли РФ Алексей Михеев, рассказавший о том, что в России существует пять независимых производителей вольфрамового концентрата (ВК), их общий объем – 4-5 тыс. тонн ВК в год. Основными переработчиками их продукции являются два завода, мощности которых рассчитаны на переработку не менее 7 тыс. тонн ВК в год. Потребности российского рынка удовлетворены полностью за счет вторсырья. Основные объемы производимых на территории страны ВК поставляются на экспорт – порядка 50 – 70 процентов в последние три года.
Для ограничения вывоза необработанного вольфрамового сырья с территории России постановлением Правительства с 2012 была установлена 10%-я таможенная пошлина на руды и ВК. В результате, объем экспорта снизился на 23% в год, а загрузка мощностей только одного из заводов выросла с 22% до 34%, но этого, по словам представителя Минпромторга, «все равно недостаточно для устойчивой рентабельной работы», для обеспечения стабильного функционирования и развития производства переработчики должны быть загружены на уровне не менее 60%.
Первый заместитель Генерального директора ОАО «Росгеология» Геннадий Алексеев в своем докладе остановился на особенностях уникальных месторождений, их форме собственности, особенностях лицензирования, нераспределенном фонде, систематизировал редкие и редкоземельные металлы по группам и др., отметив важность и необходимость развития промышленности РиРЗМ. Успех может обеспечить на каждом этапе сложной технологической цепочки, подчеркнул. Г.Алексеев, учет рисков и факторов неопределенности на каждом из этапов, начиная от разведки, добычи, комплексного извлечения, объемов и сроков потребления, выпуска продукции.
Необходимо повысить привлекательность этого вида бизнеса, чтобы на каждом из вышеперечисленных этапов цепочки можно было бы привлекать инвесторов, для этого необходим комплексный подход. Единственным успешным механизмом может стать только государственно-частное партнерство, уверен представитель ОАО «Росгеология». Кроме того, необходимо провести комплексную геолого-экономическую и технологическую экспертизу всех месторождений РиРЗМ, которые сегодня есть в Российской Федерации. В результате комплексной ревизии может потребоваться изменение статуса месторождений, что станет началом экономической привлекательности этой отрасли промышленности.
Заместитель руководителя ФАС Андрей Цыганов в своем выступлении отметил, что отрасль РиРЗМ не только стратегическая, но и перспективная с точки зрения соблюдения норм антимонопольного законодательства, а также сообщил, что в результате недавней камеральной проверки всех предприятий первого передела вольфрамовой подотрасли нарушений не обнаружено. Также А.Цыганов напомнил, что из-за стратегической направленности производства рынок вольфрама для антимонопольного законодательства будет сложным всегда, и что все хозяйствующие субъекты при сделках с иностранными инвесторами должны проходить Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций, которая «работает как часы» под руководством Председателя Правительства.
Член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Степан Жиряков свое выступление построил на своем 40-летнем опыте работы в редкоземельном кластере и примере Забайкальского горно-металлургического комбината в возрождении РЗМ промышленности. Он отметил, что в складывающемся сейчас геополитическом пространстве положения страны, «порой, нужно вспоминать об обороне, перейти к государственным задачам при отработке месторождений», в том числе предложил «вернуться к теме, что такие предприятия могут быть убыточные». С.Жиряков затронул в своем выступлении незаконность выданных лицензий по некоторым месторождениям, обратившись к представителю курирующего ведомства с предложением о проведении проверки.
По итогам обсуждения участники «круглого стола» выработали ряд рекомендаций Государственной Думе, Правительству РФ. В частности, Федеральному Собранию участники «круглого стола» рекомендовали законопроекты, направленные на законодательное обеспечение отрасли РиРЗМ, рассматривать в первоочередном порядке. Правительству рекомендовали: рассмотреть возможность проведения инвентаризации техногенных минеральных образований; регулировать ставки вывозных и ввозных таможенных пошлин на вольфрамсодержащую продукцию; ускорить развитие геологоразведочных работ по наращиванию минерально-сырьевой базы РиРЗМ, разработать и использовать комплексные технологии освоения месторождений для получения продукции высокой степени технической готовности. Добывающим и перерабатывающим предприятиям предложено выработать согласованную формулу цены внутри страны на объем ВК.
Источник: официальный сайт Госдумы