Многие уже успели забыть про запущенный с особой помпой техно-городок Сколково, призванный доказать всему миру (а прежде — самим себе), что Россия пытается встать на рельсы инновационного развития. Судить об успешности таких попыток пока рано, но промежуточные итоги подвести уже можно.
Встреча в Петербурге по проекту «Сколково». Фото: Валентин Илюшин, «БалтИнфо»
Именно анализу проделанного пути был посвящен прошедший в пятницу Russian StartUp Tour. Мероприятие было практически полностью посвящено развитию в России стартапов, преимущественно в сфере высоких технологий. Длящийся почти 4 месяца, охватывающий 27 городов и 8 тысяч участников, Russian StartUp Tour стал для многих площадкой прямого общения с элитой отечественного IT-бизнеса и представителями венчурных фондов. Казалось, уже порядком набившая оскомину тема «своего бизнеса» в сфере высоких технологий не должна вызывать большого ажиотажа. Но, как отмечает вице-премьер Аркадий Дворкович, по сравнению с тем, что было 2-3 года назад, сообщество прошло огромный путь — уже нет абстрактных идей и мыслей, речь идет о конкретных вещах, конкретных проблемах и просьбах, которые должны быть услышаны. Вместе с тем культурный разрыв с европейскими коллегами все еще существует и сообществу необходимо пытаться преодолеть его.
Несмотря на огромное количество разговоров на тему высокотехнологичного бизнеса, в России не так много желающих что-либо делать, и лишь единицы представляют публике по-настоящему стоящие вещи, способные привнести коренные изменения в избранную исследователями сферу.
Одним из главных факторов успеха для начинающих IT-предпринимателей России является необходимость изначально высокой планки достижений. От стартаперов буквально требуют продумывать, к какому году они выйдут на миллиардный оборот, как они будут управлять командой из сотен сотрудников и как скоро продукт будет выведен на глобальный рынок. Представители венчурных фондов ищут проекты, в которые они могли бы вложить миллионы. Ситуация становится парадоксальной: сотни идей, для реализации которых потребуется меньше миллиона рублей, отправляются за борт в связи с их маленьким масштабом. Инвесторов проще найти крупному проекту, который требует многомиллионных финансовых вливаний, потому что именно такие проекты потенциально способны принести десятки миллионов своим сооснователям.
Речь зашла и об общем восприятии предпринимательства в России. Начинающим командам сложно найти одобрение и поддержку не только и не столько финансовую, сколько моральную.
«Полтора года назад на Экономическом форуме в Сочи Дмитрий Медведев спросил меня — когда мы будем готовы со всеми этими инновационными проектами? Я ответил, что мы будем готовы только тогда, когда больше 50 процентов всех мам, пап и бабушек будут советовать своим детям начать свое собственное дело, а не работать на правительство, Сбербанк или Роснефть», — рассказал присутствующим советник президента Фонда «Сколково» по стартапам Пекка Вильякайнен, входящий в рейтинги самых успешных бизнесменов Европы.
При этом эксперты согласны с тем, что страхи многих людей все-таки обоснованы. Основать и удержать бизнес получится лишь у 5-10 процентов молодых предпринимателей, но «самый ценный бизнесмен тот, у которого один или два раза что-то не получалось» — процитировал вице-премьер Дворкович слова Стива Джобса.
По словам президента фонда «Сколково» Виктора Вексельберга, на данный момент в России существует 5 основных элементов, на которых строятся отечественные стартапы: первое – Сколковский институт наук и технологий, основанный в партнерстве с легендарным Массачусетским Технологическим Институтом.
Второе – технопарк, который должен стать удобной площадкой для создания, развития и демонстрации отечественных проектов. Третье – ключевые партнеры Сколково, в роли которых выступают крупные глобальные корпорации.
Четвертое – венчурный капитал. Пятое – условия жизни. Под последним понимался как общий уровень жизни, так и условия проживания трудящихся под крылом Сколково специалистов.
Отношение к деньгам позволило разделить всех присутствующих на Russian StartUp Tour на две группы: те, для кого основополагающим фактором являются деньги, и те, для кого главным мотивом деятельности является возможность воплотить свои идеи в жизнь, делиться результатами труда с людьми и приносить им пользу. Экономический аспект деятельности никогда не выпускался из виду, несмотря на обильное количество слов «наука», «технологии» и «интеллект» в речах выступавших.
«Весь российский стартап тур был создан не только ради инноваций, науки, правительства или Сколково. Он создан потому, что российской экономике необходимы тысячи новых компаний. Многие полагают, что единственный способ создания новых рабочих мест – крупные инвестиционные вливания, строительство крупных фабрик, открытие крупных предприятия. Но дело в том, что в ближайшие 20 лет рабочие места будут создавать небольшие компании и этот процесс затронет не только Россию, это происходит во всем мире. Именно вы будете создавать тысячи и миллионы рабочих мест», — подчеркнул Вильякайнен.
Аркадий Дворкович обратил внимание присутствующих и на фундаментальные исследования, которые в силу своей специфики не способны принести быстрые и большие деньни. По его словам, у государства есть заинтересованность в фундаментальных исследованиях, а не только в готовых продуктах, которые можно тут же продать. Существует определенная система отбора, в университетах есть соответствующие советы, сейчас развернута программа фундаментальных и прикладных исследований, за 3 года произошел существенный поворот в сторону фундаментальных исследований.
В России складывается определенная среда, которая может и должна выходить за пределы наукограда. По словам Дворковича, Сколково является лишь брендом, позволяющим объединить все инновации на территории страны, вне зависимости от того, в каком городе или поселке живет их создатель. Подобные мероприятия призваны рассказывать людям о том, что происходит в информационной сфере, какие инструменты и программы дадут людям шанс реализовать свои идеи, свой талант.
«В каждом российском городе, университете есть прекрасные идеи, но чаще всего они спрятаны по кладовками, их никогда никому не предлагают, потому что люди боятся, что кто-то украдет их идею. Самое важное сегодня — научиться доверять друг другу», — заключил Вильякайнен.
Автор: Семен Моргунов
Источник: БалтИнфо