О героических работах по благоустройству ВВЦ рассказал Интерфаксу вице-мэр по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков. Пока – «ВВЦ»: недавно мэр Москвы заявил о намерении вернуть комплексу историческое название – «Выставка достижений народного хозяйства» (ВДНХ).
Заммэра особо налегал на то, что все 17 исторических фонтанов ВВЦ уже открыты и радуют москвичей и что «ежедневно отсюда вывозится около 1,5-2 тыс. кубометров мусора и хлама».
А также рассказал о том, что с павильонов снимаются ложные фасады: «К нашему стыду, павильоны были закрыты лжефасадами еще в 50-е – начале 60-х годов прошлого века. Сейчас фасады эти вскрываются, открываются уникальные, красивые, исторические элементы зданий».
В связи с чем прежние фасады были закрыты, и что именно открывается за снимаемой штукатуркой, Бирюков не сообщил, но рассказывают, что в связи с политикой Никиты Сергеевича по разоблачению культа личности Сталина, мозаика, фрески, барельефы и т.п. соответствующего содержания были срочно заштукатурены до принятия окончательного решения, которое, вот, задержалось более чем на полвека.
Но главную сенсацию Бирюков выдал как-бы между делом: «Если выставка сейчас 240 га занимает, то территория в перспективе увеличится до 520 га. Огромный комплекс, который в круглосуточном режиме будет отдан москвичам».
«Огромный комплекс» – это Останкинский парк, вообще-то место публичное, уже «отданное москвичам», а также… Ботанический сад. Который в общем-то тоже ведет и коммерческую деятельность, но все еще остается и научным учреждением РАН. Хотя теперь без проблем: в прошлом году имущество РАН было передано государству.
Только в прошлом году было объявлено о присоединении к ЦПКиО Нескучного сада и Воробьевых гор. Власти так и не удосужились объяснить, зачем к предприятию «индустрии отдыха» потребовалось присоединять природные комплексы. Если власти к тому же клянутся, что не собираются там строить ничего, кроме пешеходных и велосипедных маршрутов. Их уже строят, причем, уничтожая деревья. Но пока объединенную зону отдыха, вытянувшуюся вдоль Москвы-реки на полтора десятка километров, объединяет в основном неформальное название «Глиста».
Повторим, Главный ботанический сад им. Н.В. Цицина Российской академии наук (ГБС РАН) устраивает экскурсии на своей территории, подрабатывает сопутствующей торговлей. Но в первую очередь это именно научное учреждение: девять десятых его территории и «экспонатов» не интересны посетителям. Устроит ли это новых хозяев, «заточенных» на получение прибыли, на «самоокупаемость парков», как сформулировал задачу сам мэр?
Напомним историю другого конфликта. В самом конце 2009 года Росимущество передало фонду развития жилищного строительства (РЖС) два участка общей площадью свыше 90 га, принадлежавших Павловской опытной станции под Петербургом, более известной, как «Коллекция Вавилова».
Станция была так названа в честь директора Института генетики АН СССР Николая Ивановича Вавилова. В 1940 году ученый был осужден по сфабрикованным обвинениям, и умер в Саратовской пересыльной тюрьме в январе 1943 года.
Варварство решения правительства по Павловской станции всколыхнуло научную общественность. В годы войны в условиях блокады Ленинграда ученые сохраняли коллекцию и продолжали научную деятельность, многие – ценой собственной жизни: работая с семенами, плодами, орехами, девять сотрудников института умерли от голода.
Коллекции генетических образцов плодовых культур (71 га) относительно «повезло». Глава РЖС Александр Браверман предложил устроить деревьям «фигурную стрижку». Точнее, «встроить» часть коллекции «в среду обитания человека» – в проект коттеджного поселка.
Хуже с участком генетических образцов кормовых культур (19,5 га). О нем заместитель руководителя Департамента земельных ресурсов РЖС Андрей Вавилов (однофамилец ученого, вот такая злая ирония судьбы) сказал: «Там какая-то трава растет».
Благодаря широкой кампании протеста в России и за рубежом на решение по Павловской опытной станции был наложен мораторий. Президент РФ Дмитрий Медведев осенью 2011 года поручил премьер-министру Владимиру Путину закрепить данные участки за Павловской станцией.
Что ждет Главный ботанический сад РАН в составе ВДНХ? Да еще и «в круглосуточном режиме». «Трава», говорите?
Космоплётов Аристарх (Альберт Акопян), журналист
Источник: Эхо Москвы. Блоги
22 апреля 2014, 13:37