РФФИ: О порядке выполнения работ по проектам, поддержанным Российским фондом фундаментальных исследований, и использования гранта

Для удобства получателя гранта Фонд публикует систематизированное изложение своей позиции применительно к одному из возможных вариантов взаимодействия получателей грантов и организации.

Предисловие

Изменив в 2014 году «Правила организации и проведения работ по научным проектам, поддержанным федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский фонд фундаментальных исследований», Фонд значительно расширил возможности получателей грантов и организаций, предоставляющих условия для выполнения проектов, для установления отношений, максимально благоприятствующих выполнению работ по проектам. Поскольку нет универсальных или типовых методик реализации этих возможностей, грантополучатели и организации имеют большую свободу в определении содержания своих отношений и их оформления. Фонд не имеет полномочий толковать действующее законодательство, в том числе относящееся к применению бюджетной классификации и регулирующее начисление и оплату налогов и страховых взносов. Поэтому пояснения Фонда, опубликованные на сайте Фонда, могут быть использованы грантополучателями и организациями только как основа для формирования их собственной целостной и не противоречащей закону позиции по всем аспектам взаимодействия между собой и с Фондом.

В начале августа 2014 года Фонд опубликовал на своем сайте ответы на наиболее часто задаваемые вопросы об использовании грантов и организации работ по выполнению проектов, поддержанных Фондом.

Благодарим организации и получателей грантов, приславших нам свои комментарии.

Для удобства получателя гранта Фонд публикует систематизированное изложение своей позиции применительно к одному из возможных вариантов взаимодействия получателей грантов и организации.

Общие положения

Почти во всех случаях, когда Проект на конкурс Фонда подают физические лица, в нем указана Организация, которая предоставит условия для выполнения Проекта. При этом не имеет значения, состоят ли исполнители проекта в трудовых отношениях с Организацией или не состоят.

Последнее обстоятельство связано с тем, что исследования по такому проекту (представленному физическим лицами), не могут входить в основную деятельность Организации, т.е. Организация не является заказчиком этих работ. Соответственно, даже если исполнители проекта состоят в трудовых отношениях с Организацией по другим основаниям, работы по проекту выполняются в нерабочее время и отношения в связи с выполнением проекта между получателем гранта и Организацией являются гражданско-правовыми. В этих отношениях:

- организация является исполнителем – обеспечивает условия для выполнения проекта, производит расчеты по поручениям Руководителя проекта, заключает договоры с третьими лицами,

- получатель гранта является заказчиком работ (услуг) Организации.

Получатель гранта оплачивает услуги Организации (до 20 процентов от суммы гранта).

Согласно Трудовому кодексу РФ зарплаты, надбавки, премии, отпускные, командировочные расходы и пособия по временной трудоспособности выплачиваются организацией (как работодателем) работнику, находящемуся с ней в трудовых отношениях, оформленных трудовым договором. Поэтому за выполнение работ по проекту не могут выплачиваться зарплаты, надбавки, премии, отпускные, командировочные расходы и пособия по временной нетрудоспособности.

Трехсторонний договор получателя гранта, Организации и Фонда предусматривает возможность для получателя гранта распорядиться денежными средствами (грантом) которые находятся на счете Организации, в том числе получить все или часть денежных средств на свой счет или наличными (в зависимости от возможностей организации), поручить Организации заключить и оплатить за счет гранта договоры на поставку оборудования, выполнение работ и оказание услуг с третьими лицами.

Получатель гранта и Организация имеют возможность заключить любые другие договоры (как равноправные участники гражданско-правовых отношений) для урегулирования своих отношений.

Основные документы

После принятия решения о предоставлении гранта Фонд, получатель гранта (Руководитель проекта) и Организация подписывают трехсторонний Договор.

Отношения сторон в период выполнения проекта регулируются трехсторонним Договором, «Правилами организации и проведения работ по научным проектам, поддержанным федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский фонд фундаментальных исследований» и «Перечнем допускаемых расходов».

В основу этих документов положены следующие принципы:

1. Все члены коллектива физических лиц, включенные в Проект в качестве исполнителей, являются (как и Руководитель проекта) получателями гранта. Замены в составе коллектива физических лиц – получателей гранта, в течение года не допускаются. (Они возможны на следующий год выполнения Проекта).

2. Денежные средства, перечисленные Фондом на счет Организации, являются денежными средствами получателей гранта, соответственно, распоряжаться этими денежными средствами имеют право только получатели гранта в лице Руководителя проекта.

3. Трудовые отношения у Организации с получателем гранта в связи с выполнением работ по Проекту не возникают. Если трудовые отношения между получателем гранта (в том числе Руководителем проекта) и Организацией существуют, проект выполняется вне рамок этих отношений и в нерабочее время.

4. Отношения Организации и получателя гранта являются гражданско-правовыми. Отношения получателя гранта и Организации по вопросам, неурегулированным документами Фонда, оформляются дополнительными договорами.

Дополнительные договоры

На основе перечисленных выше документов Организация при наличии соответствующего поручения Руководителя проекта имеет законные основания: перечислять денежные средства Руководителю проекта, исполнителям Проекта, заключать и оплачивать договоры поставки, подряда, оказания услуг с третьими лицами.

Поэтому дополнительно заключать договоры агентского характера (поручения комиссии, агентские) необходимости нет.

При этом получатель гранта и Организация могут заключить любые соглашения гражданско-правового характера, если это не противоречит перечисленным выше документам.

Грантополучатель и Организация могут заключить договор на выполнение работ и/или оказание услуг, необходимых для реализации проекта, например, договор об оказании транспортных услуг, о хранении опасных веществ и т.п. В этом случае Организация в обычном порядке оплачивает работу своих работников, выполняющих заказанную работу.

Организация по поручению Руководителя проекта за счет гранта может заключить гражданско-правовые договоры на выполнение работ и оказание услуг с физическими и юридическими лицами. Предметом договора могут быть работы и услуги, предусмотренные Перечнем допускаемых расходов.

В этом случае Организация будет действовать на основании договора поручения или агентского договора. В последнем случае в соответствии с законом услуги Организации должны быть оплачены.

Организация и получатель гранта, который состоит с Организацией в трудовых отношениях, могут заключить соглашение о сотрудничестве, например, об одновременном выполнении в другом населенном пункте работ по проекту и по планам Организации.

Оформлять дополнительные договоры и определять их содержание – право получателя гранта и Организации.

Как минимум, необходимо соглашение, определяющее размер компенсации затрат Организации в связи с выполнением Проекта и содержание услуг (описание условий), предоставляемых Организацией.

Выплаты по поручениям получателя гранта (Руководителя проекта)

Трехсторонний Договор содержит поручение Грантополучателя Фонду на перечисление гранта на счет Организации. После перечисления Фондом по поручению Грантополучателя гранта на счет Организации на счете Организации оказываются денежные средства, принадлежащие физическому лицу. Для Организации это средства, которые находятся в ее временном распоряжении, которые она имеет право и обязана направлять только на цели, указанные Руководителем проекта. Это – «долг» Организации перед получателем гранта до тех пор, пока она не передаст эти средства получателю гранта или не израсходует их по его поручениям.

По Договору Организация обязана по распоряжению Руководителя проекта передавать (возвращать) ему денежные средства на любые цели, указанные в Перечне допускаемых расходов, заключать с третьими лицами договоры поставки, подряда, услуг и оплачивать эти договоры.

Передавая Грантополучателю денежные средства по его поручению, Организация, фактически, возвращает получателю гранта принадлежащие ему средства. Какие бы цели при этом не были указаны Руководителем проекта в его поручении, эта операция для Организации с позиции ее отнесения к КОСГУ всегда одинакова.

Получатель гранта имеет право получить часть гранта в собственное распоряжение и от собственного имени и за счет этих средств заключать договоры с исполнителями работ (не исполнителями Проекта) и лицами, оказывающими услуги. В этом случае при перечислении части гранта получателю гранта Организация обязана контролировать только соответствие целей, заявленных в поручении Руководителя проекта, Перечню допускаемых расходов. За расходование этих средств получатель гранта отчитывается перед Фондом.

Если расходы, которые необходимы для выполнения Проекта, не предусмотрены Перечнем, Руководитель проекта имеет право получить денежные средства, указав в поручении Организации пункт Перечня, предоставляющий возможность оплатить «другие услуги».

Компенсация трудозатрат получателя гранта

Перечнем допускаемых расходов разрешается «Компенсация трудозатрат». Это — часть гранта, которую получатель (получатели) гранта использует для личных нужд. Получатель гранта (получатели гранта) не отчитывается перед Фондом и Организацией за то, как были израсходованы эти денежные средства.

Выплаты «Компенсации трудозатрат» производятся по поручению руководителя проекта. Поручение может быть следующего содержания: «Прошу выплатить мне часть гранта по Договору №___ от «__»_____2014 года на «Компенсацию трудозатрат получателей гранта».

По своей природе эта выплата является возвратом денежных средств со счета Организации собственнику этих средств — получателю гранта. Эта выплата не может быть произведена в рамках трудовых или гражданско-правовых отношений, в которых Организация является заказчиком работ по Проекту. Выплаты производятся на основании трехстороннего Договора и относятся на статью 290 КОСГУ.

Форма выплат определяется соглашением получателя гранта и Организации с учетом возможностей Организации. Возможными формами являются перечисление на счет, указанный Руководителем проекта, выдача наличных и др. При согласии Организации выплаты могут быть произведены каждому из исполнителей проекта (выданы или перечислены), но только по поручению Руководителя проекта.

Если выплата по статье «Компенсация трудозатрат» произведена Руководителю проекта, он имеет возможность распределить эти денежные средства между исполнителями Проекта по согласованию с ними (законодательно определено), или если он имеет такие полномочия от исполнителей решить этот вопрос единолично. Руководителю проекта рекомендуется получить от исполнителей Проекта подтверждение двух обстоятельств:

- каждый исполнитель согласен с распределением,

- каждый исполнитель получил денежные средства в соответствии с согласованным распределением.

Форма подтверждения любая, например, протокол и/или расписка.

О поездках получателя гранта, в том числе для участия в конференциях и экспедициях

Исполнитель проекта выполняет работы по Проекту в нерабочее время. Это относится и к поездкам для участия в конференциях или для выполнения работ за пределами населенного пункта, в котором находится Организация или проживает получатель гранта, например, для участия в экспедициях.

В рамках отношений, оформленных документами Фонда, Организация обязана по поручению Руководителя проекта выплатить («вернуть») получателю гранта часть гранта для оплаты расходов исполнителя Проекта на участие в конференции или на выполнение работ по Проекту за пределами населенного пункта, в котором проживает исполнитель Проекта или находится Организация.

Получатель гранта за расходование полученных от Организации средств отчитывается перед Фондом. Та часть средств, которую он потратит на собственные нужды (питание, местные переезды и т.д.), будет им отнесена на статью «Компенсация трудозатрат» Перечня допускаемых расходов.

Документы Фонда позволяют получателю гранта, состоящему в трудовых отношениях с Организацией (не в связи с выполнением Проекта), заключить с Организацией соглашение, предусматривающее направление получателя гранта (в качестве работника) в командировку для выполнения работ по заданию (планам) Организации и, одновременно, по проекту, поддержанному Фондом. Этим соглашением могут быть установлены пределы, в которых получатель гранта компенсирует расходы Организации на свою командировку из принадлежащих ему денежных средств, находящихся на счете Организации. В соответствии с Перечнем допускаемых расходов получатель гранта может компенсировать расходы на билеты, проживание в гостинице и т. д., в том числе «суточные». При этом «суточные» в отчете Фонду, также как в первом случае, будут учтены по статье «Компенсация трудозатрат».

Отчет о командировке работник (получатель гранта) представляет Организации по правилам, действующим в Организации.

Закупки для нужд получателя гранта, учет приобретенного оборудования

Документы Фонда предоставляют следующие две возможности для приобретения оборудования:

1. Оборудование может быть приобретено непосредственно получателем гранта. В этом случае Организация по поручению Руководителя проекта перечисляет («возвращает») денежные средства получателю гранта. Получатель гранта самостоятельно заключает договор на поставку оборудования;

2. Организация может по поручению Руководителя проекта приобретать оборудование за счет гранта. Организация может заключать договор от имени получателя гранта или от собственного имени.

Фонд допускает, что закупки оборудования, работ и услуг могут осуществляться Организацией без использования процедур, предусмотренных федеральными законами, регулирующими закупки для государственных нужд и нужд учреждений. Это возможно, поскольку закупки осуществляются Организацией для нужд физического лица и за счет денежных средств, принадлежащих физическому лицу.

Во всех случаях собственником приобретенного оборудования становится получатель гранта. У получателя гранта есть обязанность после окончания Проекта оставить оборудование в Организации. У Организации есть обязанность оставить у себя приобретенное для получателя гранта оборудование. При этом Организация по согласованию с получателем гранта имеет возможность поступить одним из следующих трех способов:

  1. получить оборудование от получателя гранта в собственность и учитывать его на своем балансе,
  2. получить оборудование в безвозмездное пользование (для получателей грантов Фонда, а не для Организации) и учитывать за балансом,
  3. принять оборудование на ответственное хранение.

В любом случае Организация имеет право вести учет такого оборудования по действующим в ней правилам.

Налог на доходы физического лица — получателя гранта

Грант Фонда, полученный физическим лицом (физическими лицами), освобождается от обложения налогом на доходы физического лица. Фонд оставляет за собой право требовать возврата средств гранта, израсходованных на выплату НДФЛ.

Основание: п. 6 Ст. 217 НК РФ.

Страховые взносы

В отношениях Организации и Грантополучателя обязательств по начислению и уплате страховых вносов нет ни у одной из сторон. Организация не является заказчиком работ по проекту. Получатель гранта является заказчиком услуг Организации.

Фонд полагает, что выплаты страховых взносов, если они осуществляются Организацией в рамках отношений, оформленных документами Фонда, не могут быть признаны обоснованными.

Отчеты

Получатель гранта и Организация отчитываются перед Фондом за те расходы, которые каждый из них произвел. В частности, получатель гранта отчитывается за те средства, которые Организация передаст непосредственно в его распоряжение, а Организация, в этом случае, учтет (и отчитается) эти средства, как переданные получателю гранта.

Получатель гранта обязан сохранять документы, подтверждающие его расходы, в течение 5 лет и представить их по требованию Фонда.

Если имели место расходы, которые необходимы для выполнения Проекта, но не предусмотрены Перечнем, то в отчете по Проекту Руководитель проекта должен будет предоставить обоснование необходимости этих расходов. Их целесообразность определяет экспертный совет Фонда.

Источник: сайт РФФИ, 30 сентября 2014 г.

Добавить комментарий