Прошло чуть больше года с момента начала реформы РАН. 9 декабря в Санкт-Петербурге в Эрмитаже состоится заседание Совета по науке и образованию, проводить его будет Президент Владимир Путин. Повестка дня — итоги года реформы науки в стране. В здании Президиума Академии наук Владимир Фортов собрал журналистов чтобы рассказать о своем видении ситуации и своем обсуждении ее с главой государства.
- На этой неделе я встречался с В.В.Путиным. Я познакомил его со своим мнением об итогах прошедшего года. Разговор был очень содержательный, очень откровенный, — сказал В.Фортов. — Как все помнят, первый вариант закона предполагал просто уничтожение Академии — создание ликвидационной комиссии и закрытие юридического лица. Этого удалось избежать. Сейчас мы имеем новый вариант закона, и если не затрагивать сам закон, а обсуждать его реализацию, то этот год прошел под неким лозунгом, который можно сформулировать так — сделать для институтов РАН безболезненным переход от Академии наук к ФАНО. Синхронно с этим ФАНО должно было встать на ноги. Так или иначе, сегодня институты финансируются уже по новой схеме. Сегодня я считаю, что этот процесс прошел более или менее приемлемо, однако не без тревожных моментов.
Тот этап, задачу которого можно сформулировать «чтоб никто ничего не почувствовал» — уже позади. Но реформу затевали не для этого, а для того, чтобы все почувствовали перемены к лучшему. И я надеюсь — это задача ближайшего будущего. В дискуссиях сейчас я проповедую такую логику: мы готовы, давайте, будем делать конкретные совместные шаги с ФАНО. Но результатом каждого такого шага должен быть конкретный результат, а не появление на чиновничьей схеме еще одного «квадратика». Сейчас все без исключения институты отмечают небывалый рост бюрократии. Директора институтов буквально завалены бумагами, смысл которых, в общем, не понятен. Другой очевидный факт. Финансирование научной работы не увеличилось. Сегодня оно примерно соответствует тому количеству денег, которое тратит за год один средней руки западный университет.
Впереди очень много проблем. В думе сейчас лежит закон о возрастном цензе руководителей научных институтов. Согласно ему – если он будет принят — после 65 лет они должны покидать свои посты. Для РАН — это половина директоров институтов. В Академии институты делаются не под проблему, а под человека, личность, руководителя научного направления. Мы можем потерять все эти наработанные десятилетиями связи. На фоне этого мы должны по распоряжению Правительства еще и произвести оценку работы всех наших институтов. Параллельно с этим ФАНО начало еще и процесс реструктуризации — соединения разных институтов в некие объединения. Позиция Президиума РАН здесь такова – сперва произвести оценку работы институтов, разобраться с их руководством, а только потом заниматься формированием объединений — и только тогда, когда будет понятна цель таких объединений — под какие проблемы, для реализации каких задач, и так далее. РАН считает, что в сложившейся ситуации должен быть реализован принцип «двух ключей» — раздела компетенций между Академией наук и ФАНО. Административно-хозяйственная, финансовая часть — это ФАНО, а научное руководство — это Академия. Но в законе многие вещи прописаны так, что допускают двойное толкование. И все понимают, что этот дуализм будет реально мешать делу. Мы вместе ищем способы его устранить.
Помимо этих проблем, мы с Владимиром Путиным говорили о четырех конкретных проектах, которые мы предлагаем на рассмотрение. Все они очень заинтересовали президента.
Первый проект — это парогазовые установки, это энергетика. Использование двухступенчатых парогазовых турбинных установок, которые позволяют достичь большой энергетической эффективности, с кпд до 62%. Это возможность существенного повышения тепловых станций, гигантский резерв экономии топлива и получения до 40 гигаватт дополнительной электроэнергии. Их можно применять даже в «малой энергетике» — коммунальном хозяйстве.
Второй проект — так называемый «Smart grid». У нас сейчас очень изношены и требуют замены 60-70% электросетевого оборудования. Потери достигают 20%. Меняя старое на новое, можно сочетать энергетические сети с современными информационными технологиями, создавая «умную» систему, которая способна сама сигнализировать о своем состоянии, о неполадках и сбоях, контролироваться из центра и регулироваться в соответствии с потребностями.
Третий проект — это солидарное развитие Сибирского региона за счет постройки сети высокотехнологичных скоростных железных дорог, что даст новый толчок индустриализации и освоения огромного региона.
Четвертый проект, предложенный Институтом прикладной математики имени Келдыша — это проект создания высокопроизводительной супер-эвм.
Помимо этих 4 базовых, у РАН сейчас в работе около 25 экспертных проектов, среди которых несколько имеют закрытую тематику.
Источник: Научная Россия