На сайте Общества научных работников опубликовано открытое письмо научной общественности президенту России Владимиру Путину, вице-премьеру Ольге Голодец, министру образования и науки Дмитрию Ливанову и мэру Москвы Сергею Собянину. В письме выражается протест против ликвидации двух московских школ для одаренных детей, проводимой в форме их присоединения к другим школам. Письмо открыто для подписания.
Президенту Российской Федерации
В.В. Путину
Заместителю Председателя
Правительства Российской Федерации
О.Ю. Голодец
Министру образования и науки РФ
Д.В. Ливанову
Мэру Москвы
С.С. Собянину
20 октября 2014 года
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович,
Глубокоуважаемая Ольга Юрьевна,
Глубокоуважаемый Дмитрий Викторович,
Глубокоуважаемый Сергей Семенович!
Обращаемся к Вам с просьбой вмешаться в ситуацию, сложившуюся в московской школе-интернате «Интеллектуал» и школе № 1189 им. И.В. Курчатова.
Школа-интернат «Интеллектуал» была создана решением правительства Москвы в 2003 г. как центр подготовки одаренных учеников. С первого года своего существования она стала местом, в котором концентрировались талантливые преподаватели, обучающие талантливых школьников. При этом в школе учатся дети из семей с любыми материальными возможностями и уровнем достатка; 35% учеников школы воспитываются в многодетных и малообеспеченных семьях.
Школа «Интеллектуал» является ярким примером реализации государственной политики, направленной на поддержку и развитие инновационных школ для детей с особыми образовательными потребностями, достигшими выдающихся результатов в научно-исследовательской и творческой деятельности. Именно здесь началось отработка модели образования, предусматривающей индивидуальную образовательную траекторию каждого школьника и широкий спектр качественно преподаваемых курсов, которая легла в основу идущего в Москве процесса модернизации среднего образования.
В этом году школа вошла в список лучших школ России, обеспечивающих высокий уровень подготовки выпускников, заняла 16-е место в списке лучших школ России, развивающих таланты, вошла в шесть списков школ, обеспечивающих наиболее высокий уровень подготовки в предметных областях. В 2013/2014 учебном году три ученика «Интеллектуала» стали победителями, а девять – призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады (по семи направлениям). С 2007 года три ученика стали победителями и шестеро – призерами международных олимпиад. В школе сложился уникальный педагогический коллектив, многие преподаватели являются действующими исследователями и имеют ученые степени, регулярно оказывают консультативную помощь коллегам из других школ.
При этом школа-интернат «Интеллектуал» не замыкается в рамках одной узкой специализации. Среди осуществляемых в ней направлений работы те, которые утверждены Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 в качестве Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, в частности – информационно-коммуникационные системы, науки о жизни. Ученики школы «Интеллектуал» имеют большие достижения в области биологии, химии и физики.
Школа № 1189 им. И.В. Курчатова была создана в 1991 г. сотрудниками и руководством Курчатовского института. Она лидер СЗАО г. Москвы по результатам участия в олимпиадах, входит в топ-20 математических школ г. Москвы и занимает 64 место в рейтинге топ-500 лучших школ России. Четвертый год подряд школа является лауреатом гранта Мэра Москвы в сфере образования. По итогам 2013/2014 учебного года в школе 1 ученик стал золотым медалистом международной олимпиады по экспериментальной физике, 10 учеников стали победителями и 176 – призерами Заключительного и Регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников, Московской олимпиады школьников; Турнира им. Ломоносова и других олимпиад. Ученики школы имеют высокий средний результат сдачи ЕГЭ по многим предметам.
Все выпускники школы «Интеллектуал» и школы № 1189 за последние 5 лет поступили на бюджетные места в ведущие вузы страны, чаще всего биолого-химического, физико-математического и медицинского профилей. Выпускники уже на младших курсах вузов активно включаются в научную работу.
Школа-интернат «Интеллектуал» и школа № 1189 им. И.В. Курчатова в этом учебном году столкнулись с серьезными проблемами, ставящими под угрозу само существование этих уникальных учебных заведений.
Проблемы, испытываемые школой «Интеллектуал», связаны с резким, фактически пятикратным сокращением финансирования со стороны Департамента образования г. Москвы. Установленное с 1 сентября 2014 г. финансирование в размере около 63 тыс. рублей в год на одного ученика означает прекращение работы школы за пределами обязательной сетки уроков, отток квалифицированных педагогов и фактическую ликвидацию центра высококачественной работы с одаренными детьми. Даже обеспечение школе базового финансирования на уровне 123 тыс. рублей в год на одного старшеклассника, которое имеют практически все другие государственные школы г. Москвы, позволило бы ей предупредить появление большинства проблем и сохранить качество обучения на достойном уровне, хотя показатели ее работы, как нам представляется, заслуживают большего. Кроме того, Департамент образования Москвы вынуждает администрацию школы в срочном порядке провести реорганизацию школы-интерната «Интеллектуал» путем слияния с гимназией № 1588, несмотря на то, что педагогический и родительский коллектив, а также Управляющий совет школы выступают резко против такой реорганизации. Гимназия № 1588 осуществляет совершенно другой учебный план и ставит перед собой иные образовательные задачи. Подобное непродуманное объединение также может привести к фактическому уничтожению школы «Интеллектуал» как центра по работе с одаренными детьми.
Школа № 1189 проблем с финансами не испытывает, однако 25 сентября 2014 года был выпущен приказ № 768 о вливании школы № 1189 в ГБОУ СОШ № 2077. Решение о слиянии было принято без согласования с администрацией, управляющим советом школы № 1189, с родителями и учителями, несмотря на то, что управляющий совет школы № 1189 принял отрицательное решение по вопросу слияния со школой № 2077 и оформил уведомление об этом в Управлении образования СЗАО г. Москвы. Хотя по закону об образовании (Федеральный Закон № 273 статья 22 пункт 11) реорганизация проводится после оценки последствий такого решения, в обоих случаях процедура была нарушена. Кроме того, у школы № 1189 пытаются отобрать еще и два здания: в администрацию школы был направлен документ из Роспотребнадзора о том, что с 2015 г. здания школы будут поставлены на капитальный ремонт. Одно из них новое, второе тоже не требует капитального ремонта, поскольку частичный ремонт в нем был сделан в этом году.
Имеющийся у многих из нас опыт преподавания и руководства исследовательскими работами студентов – выпускников школы-интерната «Интеллектуал» и школы № 1189 им. И.В. Курчатова, свидетельствует о высоком качестве их подготовки, развитой тяге к знаниям и готовности работать на благо Родины. Перечисленные качества, а также их высокая мотивированность и научная самостоятельность позволяют видеть в них тех, кто будет делать завтрашнюю науку России.
Обращаемся к Вам с просьбой помочь сохранить для страны уникальные образовательные центры, которые уже сейчас служат образцами школ для реализации планируемых Президентом и Правительством программ работы с одаренными детьми и которые, безусловно, дадут будущему России многих выдающихся деятелей.