Договариваться с отечественной таможней, пожалуй, хорошо получалось лишь у одного киноперсонажа — главного героя культового фильма “Белое солнце пустыни”. У большинства граждан так или иначе с таможней возникают трения, и российские ученые в этом смысле в последние годы занимали, увы, одну из лидирующих позиций. То тут, то там из их уст звучали жалобы о том, как редкие реактивы застряли на границе, что сорвало ход важнейших экспериментов. Вот, например, что отметил в одном из интервью “Поиску” обладатель мегагранта Правительства РФ, профессор отдела патологии Центра биомедицины Университета Тафтс (Бостон, США) Александр Полторак о том, что мешает ему в работе: “Самым сложным вопросом, который нам с петрозаводскими коллегами предстояло решить, был вопрос доставки мышей в Карелию (переправить их через Пулковскую таможню)”. Нередко случалось, что ценнейшие лабораторные животные без должного присмотра дохли прямо на границе, пока на них дольше, чем следует, оформлялась таможенная документация.
О подобных инцидентах ученые старались сообщать властям. Проблема эта неоднократно поднималась на заседаниях комиссий самых разных уровней, в том числе при Правительстве и при Президенте РФ. Дальнейшая работа в таких условиях, а тем более, своевременное выполнение мероприятий ФЦП “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научнотехнологического комплекса России на 20142020 годы”, где науки о жизни являются одним из ключевых направлений, отечественным естествоиспытателям казались нереальными…
И вот, почти год назад появилась надежда, что дело сдвинется с мертвой точки: 30 декабря 2013 года главы целого ряда министерств и ведомств получили соответствующее поручение. В нем требовалось обеспечить повышение оперативности и облегчение ввоза на территорию РФ материалов, приборов и оборудования для научных целей, снижение цен на расходные материалы и оборудование для проведения научных исследований, закупаемых у зарубежных производителей, и упрощение ввоза/вывоза из РФ материалов для научных исследований, включая биологические материалы и лабораторных животных. Всего этого предлагалось достичь в ходе реализации комплексного планаграфика разработки и принятия нормативных правовых актов, проекты которых и должны были разработать адресаты поручения.
“Поиск” обратился к начальнику Отдела развития инфраструктуры науки Департамента науки и технологий Министерства образования и науки РФ Евгению МАСТЕРСКИХ с просьбой рассказать о том, как продвигается подготовка проекта Федерального закона “О ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации материалов для научных исследований и диагностики”. Данный проект являлся одним из ключевых в вышеупомянутом комплексном планеграфике. Ответственными за его разработку были назначены специалисты Минобрнауки России, а также ряда заинтересованных ведомств: Минздрава, Росздравнадзора, Федеральной таможенной службы, Минпромторга, Минсельхоза, Минэкономразвития, МВД России, РАН и др.
Для начала несколько слов о сути проблемы: в настоящее время действующий порядок ввоза и вывоза материалов, предназначенных для использования в научных исследованиях и диагностике, скажем так, достаточно сложный. Существует ряд нормативных правовых актов, которые в той или иной степени регулируют эти процессы. При этом сохраняется необходимость прохождения большого количества разрешительных и согласовательных процедур и получения соответствующих разрешительносогласовательных документов, требуемых для ввоза и вывоза, что увеличивает сроки поставки материалов. Это сказывается на эффективности научных исследований, так как во многих случаях именно срок поставки материалов влияет на результаты эксперимента. То есть действующий порядок не позволяет обеспечить оперативность ввоза и вывоза необходимых материалов. С целью решения этой проблемы как раз и было предложено разработать новый ФЗ.
Для подготовки его проекта Минобрнауки России создало межведомственную рабочую группу, куда были включены представители всех заинтересованных органов исполнительной власти. Начать работу было решено с изучения зарубежного опыта: стран Евросоюза, США, Китая, Южной Кореи и т.д., связанного с процедурами ввоза и вывоза материалов. В итоге взяли отовсюду понемногу. В каждой стране законодательство свое, потому полностью перенести правовую модель на российскую почву нереально. Но, в любом случае, во многих странах существуют упрощенные процедуры ввоза и вывоза материалов. Разнятся детали, количество задействованных органов исполнительной власти, варьируются сроки. Мы постарались использовать лучшие зарубежные практики с учетом особенностей нашего законодательства.
Затем была разработана концепция проекта ФЗ. Попробую описать ее в целом: концепция предполагает установление упрощенной процедуры ввоза и вывоза материалов, предназначенных для использования непосредственно в научных исследованиях и диагностике, путем введения единого разрешительного документа, требуемого для ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации материалов, действующего бессрочно в отношении указанных в нем типов материалов и классов их опасности. При этом подразумевается, что упрощенной процедурой смогут воспользоваться только те организации, которые пройдут государственную аккредитацию.
Для прохождения государственной аккредитации необходимо будет отвечать определенным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым текущим законодательством в области транспортировки и использования отдельных типов материалов и классов их опасности. Надо особо отметить, что в соответствии с предложенной концепцией аккредитацию могут пройти только те организации, которые ввозят и вывозят материалы для собственных нужд, и предназначены данные материалы для использования непосредственно в научных исследованиях и диагностике. То есть подразумевается целевое использование ввозимых и вывозимых материалов.
В связи с этим предполагается введение системы ежегодной отчетности и проверок аккредитованных организаций с целью контроля за целевым использованием ввозимых и вывозимых материалов. Для реализации предложенных изменений планируется определить уполномоченный федеральный орган, который будет ответственен за аккредитацию организаций, ведение реестра организаций, выдачу разрешительного документа и последующий контроль за целевым использованием ввозимых и вывозимых материалов. Еще одним немаловажным фактором является то, что концепцией предполагается введение административной ответственности организаций и их должностных лиц за нарушение принципа целевого использования ввозимых и вывозимых материалов.
Над данным законопроектом мы работаем в тесном сотрудничестве с рядом других ведомств, указанных выше. Концепция, разработанная Минобрнауки России, была разослана во все заинтересованные федеральные органы и подведомственные министерству организации. Федеральные органы, в ведении которых есть научнообразовательные организации, разослали проект им, потом собрали предложения и замечания и представили их Минобрнауки. С учетом этих данных мы доработали концепцию и обсудили ее на заседании рабочей группы. После этого концепцию одобрили, а на ее основании подготовили проект федерального закона.
Проект федерального закона также был рассмотрен на заседании рабочей группы, после чего был доработан с учетом высказанных замечаний и предложений и затем размещен на сайте regulation.ru в целях проведения общественного обсуждения. Пока сложно сказать, когда он вступит в силу, но срок внесения его на рассмотрение в Правительство РФ после согласования со всеми заинтересованными ведомствами четвертый квартал 2014 года.
Поможет ли новый ФЗ качественно улучшить условия работы российских ученых, занимающихся науками о жизни и выполняющих проекты в рамках ФЦП “Исследования и разработки…”? Одно могу сказать точно: он положит начало упрощению многих процессов. Как было сказано, Правительство РФ поручило ряду ведомств реализовать комплексный планграфик, в котором разработка данного ФЗ была лишь одним из пунктов. В этом документе запланировано проведение еще ряда мероприятий. И лишь их совокупное выполнение сможет привести к улучшению общей ситуации.
Естественно, ученый желает, чтобы все было примерно так: вот он проводит исследование, и вдруг ему требуется какойто препарат или материал; необходимое заказывают, и уже через три дня оно поступает в лабораторию… В какой степени получится осуществить эти пожелания зависит не только от факта принятия нового федерального закона, но и от дальнейшей проработки нормативных правовых документов, предусмотренных планомграфиком. Мы верим, что ситуацию можно изменить к лучшему, и работаем над этим.
Анна ШАТАЛОВА
Источник: Газета «Поиск», № 45-46(2014), 18.11.2014