Единые правила назначения на должности научных сотрудников, руководителей научных организаций и их увольнения, проведения аттестаций зафиксированы в принятом Государственной Думой законе, которым вносятся изменения в Трудовой кодекс РФ и Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» (№ 127-ФЗ). Как эти правила отразятся на трудовых отношениях в сфере науки STRF.ru рассказала заместитель министра образования и науки РФ Людмила Огородова:
– Прежде всего отмечу, что в российском законодательстве впервые появились нормы, регулирующие трудовые отношения в научной сфере. Их специфика и нашла отражение в изменениях, внесённых в Трудовой кодекс и закон о науке. В частности, 4-я статья 127-ФЗ дополнена положением, уточняющим, в каких учреждениях предусматриваются должности научных работников, а именно: в научных организациях, организациях высшего образования, а также в организациях, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность.
Унификация норм, использование которых порой существенно отличалось в разных научных организациях, позволит сузить возможности злоупотреблений, защитить права научных работников и создаст условия для их карьерного роста и мобильности.
Известно, что не все предлагавшиеся в проекте закона нормы устраивали научное сообщество, особенно руководителей академических институтов. Каких компромиссов удалось достигнуть?
– В ходе обсуждения на стадии подготовки законопроекта ко второму чтению в Госдуме были учтены предложения научного сообщества. Хотя предельный возраст при назначении на должность руководителей бюджетных научных организаций и их заместителей остался прежним – 65 лет с возможностью продления до 70 по представлению общего собрания (конференции) работников, возрастной ценз будет вводиться постепенно. Трудовые договоры, заключенные с руководителями организаций науки и их заместителями, которым на день вступления закона в силу, 15 января 2015 года, исполнилось 65 лет или исполнится в течение трёх ближайших лет, будут действовать до истечения их сроков, но в пределах тех же трёх лет. Причём срок окончания действия трудового договора, заключённого с заместителем директора института, не может превышать срок окончания полномочий директора.
Таким образом, что омоложение руководящего состава, особенно в период реформирования системы управления научными институтами, не будет единовременным, резким. Хотя, конечно, дальновидный руководитель загодя задумывается о том, кто придёт ему на смену.
В законе появилась новая норма, которая разрешает учреждать в исследовательских организациях должности руководителя научного направления и научного руководителя организации.
За ними закрепляются функции формирования приоритетных направлений или тематики научных исследований в научной организации, однако осуществлять управленческие функции они не имеют право.
Введённый законом механизм научного руководства создаст условия для сохранения в науке деятельных возрастных учёных, использования их опыта и знаний.
Как теперь будет проводиться аттестация научных работников?
– Установленная законом процедура обязательной аттестации весьма гибкая. Срок её проведения позволит администрации научной организации определять условия найма людей. Аттестация научных работников, трудовые договоры с которыми заключены на неопределённый период, проводится, согласно закону, в сроки, определяемые локальным нормативным актом, но не чаще одного раза в два года и не реже одного раза в пять лет. Таким образом, достигается баланс интересов научного работника и организации, поскольку эта норма, с одной стороны, защищает учёного от избыточной аттестации, а с другой – фиксирует требования организации к научному работнику, нанятому по бессрочному контракту.
И ещё один важный момент. Нам удалось убедить депутатов Госдумы не уравнивать сроки проведения аттестации научных и научно-педагогических кадров – у исследовательских институтов и организаций высшего образования результаты труда, несмотря на определённую схожесть, всё-таки разные. Применительно к первым должна быть большая гибкость. Так что при типовом порядке проведения аттестации конкретный её срок по закону определяет сама научная организация. Понятно ведь, что результаты фундаментальных исследований достигаются медленнее, чем прикладных.
Причём сам порядок будет утверждаться по согласованию с Минтрудом России. И это правильно, поскольку если научный работник не прошёл аттестацию, то у администрации есть все основания для его увольнения.
А что изменится в проведении конкурсов на замещение должностей научных работников?
– Конкурсы станут более публичными. Упростится и номенклатура должностей научных работников. Их перечень, а также порядок проведения конкурсов определяет Минобрнауки по согласованию с Минтрудом. На уровне подзаконных актов предполагается установить сокращённые сроки проведения конкурсных процедур при единых подходах к критериям оценки квалификации и результативности исследователей.
Наша задача – создать условия для конкуренции при замещении должностей научных работников, обеспечив равные права и кандидата на должность, и нанимателя. Последний также должен бороться за перспективных и результативных исследователей, обеспечить им достойные условия труда.
Горбатова Анна
Источник: STRF.ru