На минувшей неделе руководство Федерального агентства научных организаций собрало директоров подведомственных учреждений Центрального региона России, чтобы подвести итоги 2014 года. В большом зале Института проблем управления РАН собралось около 600 человек. Разговор продлился три с половиной часа. Обсуждаемые темы были связаны с непростыми имущественными, кадровыми и бюджетными вопросами.
Имущество
С презентацией о состоянии имущественного комплекса выступил заместитель руководителя ФАНО Александр Степанов. За 527 организациями Центрального региона, распоряжающимися федеральным имуществом, закреплено 21 489 объектов капитального строительства и 3392 земельных участка. На государственный кадастровый учет поставлено только 59% имущества, а право собственности РФ зарегистрировано лишь на 45% объектов.
Лучшие показатели по всем видам учета продемонстрировали рисоводческий племенной завод “Красноармейский” им. А.И.Майстренко и черноголовский Институт проблем химической физики РАН (на учет поставлено 98% объектов). Замыкает тройку лидеров Экспериментальный завод научного приборостроения со Специальным конструкторским бюро РАН, где на госучет поставлено 96% объектов.
Александр Степанов сообщил о проверках подведомственных организаций, в результате которых было выявлено много нарушений. В числе основных — самовольное строительство объектов на федеральных участках третьими лицами, размещение сотрудников для проживания в нежилых помещениях, неоформленные ограничения, обременения при использовании земельных участков третьими лицами, заключение инвестиционных контрактов с нарушением действующего законодательства.
В ответ многие директора рассказали о проблемах, с которыми они сталкиваются при регистрации государственной собственности. В частности, проблемы возникают при работе с Межведомственным порталом Росимущества, “там все формализовано, требуется много документов, работать непросто”. Московские руководители посетовали, что им приходится очень долго ждать выписки из Реестра федерального имущества, что оказывается серьезным препятствием для оформления объектов.
“Чтобы предметно разговаривать с Росимуществом, подготовьте справки, как там работают по вашим обращениям, — предложил директорам руководитель ФАНО Михаил Котюков. — У кого что накипело: когда сдали, когда получили документы или не получили. Чтобы можно было точечно обработать этот вопрос”.
Из-за неопределенного статуса объектов недвижимости у организаций ФАНО возникают серьезные судебные разбирательства. Начальник правового управления ФАНО Светлана Полякова отметила, что больше половины дел, которые идут в судах, имеют имущественный характер. Это споры о правах на недвижимое имущество, помещения и земельные участки. “По распоряжению глав некоторых регионов федеральные земли, находящиеся в пользовании организаций ФАНО, передаются в распоряжение третьим лицам, — рассказал один из директоров. — Мы судимся годами”.
Михаил Котюков пообещал, что агентство будет оказывать своим организациям юридическую помощь в судах. А также подчеркнул, что “чем быстрее будет закончен процесс кадастрирования и регистрации федеральной собственности, тем меньше будет возникать таких проблем”.
Жилье
Заместитель начальника управления делами ФАНО Юлия Мельникова сообщила о трех формах поддержки сотрудников, нуждающихся в жилье. Это выделение ученым государственных жилищных сертификатов, предоставление им служебного жилья и общежитий, а также создание жилищно-строительных кооперативов.
В 2015 году запланировано выделить 371 млн рублей на государственные жилищные сертификаты. Причем формирование списков на их получение уже началось, и почти сразу после новогодних праздников, 20 января, управление ФАНО планирует передать их в Минстрой. Вероятно, уже в апреле молодые ученые смогут получить на руки свои документы.
Юлия Мельникова сообщила о нововведении, касающемся формирования специализированного жилищного фонда. Теперь не Росимущество, как раньше, а непосредственно ФАНО будет придавать этот статус построенному или купленному подведомственными организациями жилью. В планах агентства — создание пула свободного специализированного жилья в разных регионах для его использования в развитии кадровой политики и для привлечения молодых ученых.
В 2015 году будет продолжена работа по вовлечению неиспользуемых земельных участков в жилищно-кооперативное строительство. Инициаторами должны стать заинтересованные в этом научные организации. В Центральном регионе уже создано девять ЖСК. Еще два участка, в Санкт-Петербурге и Брянске, планируется передать до конца этого года. По словам М.Котюкова, вступать в такие кооперативы могут не только сотрудники организации, на землях которой идет строительство, но и работники других организаций ФАНО, находящихся в соответствующем городе и области.
Когда дошла очередь до вопросов, то из зала прозвучал упрек одного из руководителей организаций: “Вы нас ругаете, что мы не оперативно реагируем на ваши поручения, а сами провели 10 декабря жилищную комиссию и даже не сообщили о ее решении. До вас невозможно дозвониться. Мы не знаем, почему отказали нашим кандидатам, значит, можем повторить свои просчеты и в 2015 году”.
Михаил Котюков пояснил, что критерии и порядок предоставления молодым ученым социальных выплат на покупку жилья определен Приказом ФАНО №34 от
7 ноября 2014 года. “Мы готовы отвечать на вопросы”, — подчеркнул глава научного агентства. Он дал устное распоряжение завести на сайте специальный раздел, посвященный жилищной теме, и пообещал усилить режим обратной связи. “А то мы вопросами загружаем активно, а вот ответами не очень”, — добавил руководитель ведомства.
Кадры
Начальник административного управления ФАНО Ирина Шеходанова назвала две основные цели кадровой политики: воспроизводство кадров и поддержка молодых ученых.
Обобщенные результаты предложений от молодых ученых доложил член рабочей группы ФАНО, замдиректора Института проблем передачи информации Александр Сафонов. По его словам, больше всего они просят обособить деньги на нужды, связанные с молодежной политикой. На втором месте было предложение создать свободный пул служебного жилья, чтобы поддержать академическую мобильность исследователей.
Не все руководители организаций ФАНО благосклонно отнеслись к предложению выделить в бюджете отдельную строку на молодых. Некоторые выразили беспокойство, что “это станет нежелательным водоразделом в коллективах”. “Искусственное научное вскармливание вредит молодому поколению, которое не привыкнет выживать в конкурентной среде”, — считает один из директоров. “Посмотрите на этот зал. Где вы видите людей 40-50 лет? Нормальная процедура связи времен нарушена, мы должны ее восстановить искусственными методами”, — парировал его коллега.
“Я согласен, что нужно поддерживать не отдельную категорию людей, а всю систему формирования кадрового потенциала, — продолжил дискуссию А.Сафонов. — В бюджете стоит предусмотреть отдельную строку не столько на молодых, сколько на формирование кадрового потенциала. Это будет правильно”. Михаил Котюков в свою очередь сказал, что для реализации программы кадрового резерва и развития кадрового потенциала директора могут сами предусмотреть в бюджетах институтов расходы. А также пообещал, что будет дополнительно искать деньги “на развитие управленческих навыков”. “Нам в любом случае придется принимать меры интенсивного воздействия”, — подытожил глава ФАНО.
Аспирантура
По мнению начальника управления координации и обеспечения деятельности организаций в сфере науки Михаила Романовского, для воспроизводства научных кадров каждый год следует “защищать” более двух тысяч кандидатов наук. Примерно такое количество аспирантских мест выделяет каждый год Минобр-науки, из этого потока защищаются всего 50-60% аспирантов. В итоге кандидатов наук не хватает, демографический провал растет.
Многочисленные вопросы директоров были связаны с организационной проблемой: нужно ли в срочном порядке заменять старые лицензии на образовательную деятельность, которые действительны до конца 2015 года, на новые, соответствующие требованиям Минобрнауки, утвержденным 7 декабря?
Михаил Романовский порекомендовал не затягивать с этим и завершить оформление в течение 2015 года. “Иначе к 2016 году мы подойдем с заваленной аккредитацией”, — сказал он и пообещал, что после новогодних праздников будет проведен обучающий семинар, где представители Минобрнауки и Рособрнадзора подробно расскажут о новых требованиях к процедурам лицензирования и аккредитации, изложат инструкции для этих процедур.
Бюджет
Шла речь и о функционировании новой системы планирования бюджетной работы и администрирования госзаданий. К моменту проведения совещания из 473 организаций завершили электронную процедуру оформления документов 444. Все они были согласованы с отделениями и Президиумом РАН. “Система сложная в управлении, но сотрудники институтов справились, что показывает высокий класс кадров”, — похвалил ученых М.Романовский.
С начала этой недели ФАНО пообещало начать рассылку соглашений, без которых институты не смогут в первые дни после Нового года получить субсидии по госзаданиям. “Важно, чтобы в институтах обязательно был человек, уполномоченный подписывать финансовые документы, чтобы по техническим причинам мы не сорвали начало финансового года”, — подчеркнули руководители агентства.
С докладом о бюджетных показателях выступил помощник руководителя ФАНО Роман Одинцов. По его словам, в начале 2014 года бюджет на весь сектор подведомственных агентству организаций составлял 91,7 млрд рублей. За год ФАНО удалось привлечь в систему еще более 16 млрд — на повышение оплаты труда работников, оказание высокотехнологичной медицинской помощи и ряд других задач. В ближайшие три года стартовые бюджетные условия останутся прежними, денег в системе меньше не стало. Тем не менее есть некоторые особенности, которые обусловлены доведением этих лимитов до учреждений. Задача спланировать деятельность учреждений в этом году будет нетривиальной.
Причина тому — непростая экономическая ситуация. Как отметил М.Котюков, не исключено, что в этом году выделение денег организациям будет проходить в специальном режиме. Изначально будет выделено лишь 90% от запланированных бюджетным законодательством, и только потом, в течение первого квартала, перечислят остальные 10%. И хотя окончательное решение на уровне правительства пока не принято, руководитель агентства предложил участникам совещания вместе подумать, как действовать в случае, если ситуация будет развиваться по этому сценарию. Снимать ли сейчас по 10% с каждой строчки бюджета, включая базовую часть госзадания, или компенсировать недостающие деньги за счет программ президиума, приобретения оборудования, капитального ремонта. Большая часть директоров выбрала второй вариант. “Будем надеяться, что макроэкономическая ситуация позволит нам в первом квартале получить остаток средств”, — сказал М.Котюков.
Вице-президент РАН директор Института проблем химической физики Сергей Алдошин довел до сведения участников совещания, что на Общем собрании РАН этот вопрос тоже поднимали, и единодушное мнение было: “Программы оставить”. “Если мы сейчас их “сдадим”, чтобы погасить уменьшение бюджета, это будет серьезной политической ошибкой”, — заявил он. “Когда речь идет о выборе, оставить ли зарплаты или программы, ответ простой и ясный — зарплаты”, — высказал свое мнение еще один из директоров.
В завершение мероприятия руководитель ФАНО спросил: “Как вам первый год работы в новой системе?” “Живы”, — ответили директора. “Можно двигаться вперед?” — уточнил М.Котюков. “Да”, — послышалось из зала. Котюков поздравил всех с наступающим Новым годом и пообещал всеми возможными путями сокращать документооборот, искать деньги и выстраивать систему для эффективной работы.
Елена МОРГУНОВА
Фото Андрея МОИСЕЕВА
Источник: газета «Поиск», № 52(2014), 26.12.2014 г.
См. также: «Документооборот сократим, деньги найдем». РАН не зарегистрировала имущество и имеет судебные тяжбы (о совещании по итогам работы в 2014 г.) (Газета.ru, 18.12.2014 г);
См. также: Михаил Котюков обсудил итоги года с руководителями научных организаций центральной части России (официальный сайт ФАНО, 17.12.2014)