Федеральное агентство научных организаций России (ФАНО) наращивает усилия по реструктуризации академических институтов. К концу апреля оно должно представить Правительству РФ план интеграционных мероприятий, о котором идет речь в одном из поручений Президента РФ по итогам декабрьского заседания Совета по науке.
В конце февраля первый заместитель руководителя ФАНО Алексей Медведев разослал по институтам бумагу с просьбой срочно дать предложения “по принципам структуризации сети, а также по пилотным проектам”. Вопросы, связанные с объединением академических структур, обсуждались и на недавно состоявшемся втором заседании Научно-координационного совета (НКС) при ФАНО. О реализации двух из пяти намеченных пилотных проектов рассказали академики Игорь Соколов и Виктор Тутельян. Их организации — Институт проблем информатики (ИПИ) РАН и НИИ питания РАМН — вошли в Федеральные исследовательские центры (ФИЦ) “Информатика и программное обеспечение вычислительных комплексов и систем” и “Промышленные биотехнологии, безопасность и качество продуктов питания”.
Устав первого ФИЦ уже зарегистрирован в налоговой службе. Однако нельзя сказать, что процесс его организации идет гладко. Еще на стадии формирования центра предложение о вхождении в ФИЦ отверг коллектив Института проблем управления им. В.А.Трапезникова РАН. А затем взбунтовались сотрудники Вычислительного центра им. А.А.Дородницына РАН, узнавшие, что их учреждение вливают не в ФИЦ, а в ИПИ РАН. Объяснение руководства нового центра, что это лишь промежуточный этап, сотрудников не удовлетворило, и на Общем собрании они приняли решение отозвать согласие Вычислительного центра на вступление в ФИЦ. Чем закончится эта история, пока неясно.
На заседании Научно-координационного совета при ФАНО было высказано мнение о том, что члены НКС должны активно участвовать в процессе реструктуризации. Совет рекомендовал включить в соответствующую рабочую группу ФАНО и РАН председателя совета члена-корреспондента РАН Юрия Балегу, а также упомянутых выше Игоря Соколова и Виктора Тутельяна. Было решено рассматривать на заседаниях НКС все новые интеграционные проекты.
Тем временем руководство ФАНО пытается ускорить принятие решений по конкретным структурам. В центре внимания сегодня, похоже, находится создание региональных исследовательских центров (РИЦ). На днях Алексей Медведев посетил Казанский научный центр РАН. На встрече с директорами институтов и руководством центра он озвучил планы агентства: “Помимо пяти пилотных проектов в течение года должны быть подготовлены еще 25 проектов и сформулированы направления и предложения на 2016 и 2017 годы”.
Как можно понять из пресс-релиза ФАНО, представитель агентства убеждал собравшихся сформировать Казанский РИЦ путем слияния входящих в него научно-исследовательских институтов. “Алексей Медведев пояснил, что региональная модель интеграции решает как минимум два важных проблемных нюанса, — отмечается в сообщении ФАНО. — Во-первых, при создании единого научного Казанского центра будет устранена барьерная среда в доступе к оборудованию. Во-вторых, с точки зрения управления имущественным комплексом будет устранен конфликт интересов в реализации институтами различных задач”.
Судя по всему, увлечь этой идеей участников встречи представителю ФАНО не удалось. “По мнению директоров, другим вариантом организационных преобразований казанских институтов может стать формирование региональных программ развития науки, — говорится в пресс-релизе. — В этом случае объединение подведомственных ФАНО казанских организаций в одно юридическое лицо не понадобится, считает директор Казанского физико-технического института им. Е.К. Завойского Кев Салихов”.
По Казани решения принято не было, договорились “еще раз обсудить и продумать”. А вот судьба институтов Кабардино-Балкарского научного центра РАН, видимо, предрешена, причем определили ее “наверху”, без учета мнения ученых. Коллектив Института прикладной математики и автоматизации (ИПМА) Кабардино-Балкарского научного центра РАН с таким подходом не согласился. Сотрудники ИПМА объявили о начале процедуры коллективного трудового спора, который грозит обернуться забастовкой ученых — первой в России и, возможно, в мире. Об этом говорится в обращении председателя Профсоюза работников РАН Виктора Калинушкина к главе ФАНО Михаилу Котюкову, размещенном на сайте профсоюза.
А вот как описали ситуацию в беседе с корреспондентом “Поиска” сотрудники ИПМА РАН — ученый секретарь Ляна Энеева и председатель Совета молодых ученых и специалистов Залина Худаева. В феврале у директора ИПМА доктора физико-математических наук Виктории Нахушевой закончился срок полномочий. Ученый совет института предложил ей должность временно исполняющей обязанности директора до проведения выборов. Однако приказом ФАНО врио директора был назначен 33-летний декан математического факультета Кабардино-Балкарского госуниверситета кандидат физико-математических наук Анатолий Алиханов. Его кандидатура не обсуждалась ни с коллективом, ни с Ученым советом института, ранее он в ИПМА не работал. Стоит отметить, что порядок назначения исполняющих обязанности директоров институтов в нормативных документах четко не прописан. Так что в принципе руководитель ФАНО имеет право назначать на эти должности людей, ни с кем свои решения не согласовывая.
На встрече с коллективом А.Алиханов не скрывал, что одна из его целей — включить институт в РИЦ с потерей юридического лица. “Мы видим в таком развитии событий угрозу будущему своей организации, — отметили представители ИПМА. — Наш институт имеет сильные научные позиции, он способен претендовать на роль ФИЦ. Объединение с экономистами и сельскохозяйственными НИИ с очевидностью приведет к снижению потенциала ИПМА, а возможно, и к развалу. Понятно, почему для решения этой задачи привлекли человека со стороны: никто из наших ведущих ученых за нее не взялся бы”.
Коллектив ИПМА потребовал от ФАНО в течение месяца назначить выборы директора. Не дождавшись ответа на свое обращение, сотрудники провели Общее собрание, на котором приняли решение о начале коллективного трудового спора (КТС) — вполне законного метода урегулирования разногласий между работниками и работодателем, порядок проведения которого детально описан в Трудовом кодексе. Суть его такова. Более половины работающих в организации могут в ходе собрания или путем сбора подписей выдвинуть требования к работодателю, который обязан официально известить их о принятом решении. После этого начинается рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, а в случае недостижения согласия — с участием посредника или в трудовом арбитраже. В поддержку своих требований работники имеют право в установленном порядке проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование. Разрешение КТС возможно по соглашению сторон или решению арбитража.
Анатолий Алиханов от участия в примирительных процедурах отказался. К моменту сдачи этого номера в печать не вступило в переговоры с коллективом и ФАНО. “Поиск” следит за развитием событий.
Автор: Надежда ВОЛЧКОВА
Источник: газета «Поиск», № 11-12, 20 марта 2015 г.
См. также: ФИЦ вам с маслом. Запущен механизм реструктуризации институтов Академии наук («Независимая газета», 5.03.2015)