Представители руководства вузов считают неконструктивными требования профсоюзов, организовавших акцию в защиту образования и прав педагогов и учащихся. По их мнению, реформы соответствуют мировым трендам.
В воскресенье, 31 мая, в Москве прошел митинг преподавателей высшей и средней школы, к которым присоединились родители учащихся. Около 200 участников акции, организованной профсоюзами, выступили с критикой реформы образования. Корреспондент DW попыталась разобраться, какие проблемы заставили людей выйти на улицу и насколько обоснованны их претензии к властям.
Оптимизация не вызывает оптимизма
«Наш митинг — это часть всероссийской акции, которую мы проводим во многих городах страны», — рассказала DW представитель профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова. По ее словам, в ходе реформы накопилось много проблем, большинство из которых не решается. Учителя выступают против несправедливой системы оплаты труда, неконтролируемого роста нагрузки и повсеместной бюрократизации учебного процесса.
«Сегодня каждая школа должна сама сводить свой бюджет. Это заставляет директоров экономить любыми способами. Президент потребовал довести зарплату учителя до средней по региону. Но решается эта задача негодными средствами — за счет неконтролируемого роста нагрузки», — считает представитель профсоюза. По ее словам, в школах сократили всех совместителей, чтобы те не портили общую статистику. В результате очень сильно увеличилась нагрузка на штатных преподавателей. «Фактически сегодня средний учитель работает на 70% больше полной ставки. Времени на подготовку к урокам почти не остается», — рассказывает Мирясова.
По мнению профсоюзов, новая система оплаты труда учителей также требует пересмотра. Сегодня больше половины дохода учителя — это стимулирующие выплаты, решение о начислении которых принимает директор. «Принципы, по которым начисляются такие выплаты, абсолютно не ясны. Поэтому учитель попадает в зависимость от прихотей руководства и не чувствует никакой уверенности в завтрашнем дне», — уверена представитель профсоюза педагогов. Ко всему этому добавляется неимоверная бюрократизация учебного процесса. «Обычному человеку трудно представить, сколько всевозможных анкет, справок и отчетов мы вынуждены заполнять почти каждый день», — возмущается Ольга Мирясова.
Пришедший на митинг профессор Вячеслав Шупер рассказал DW, как происходит оптимизация расходов в высшей школе — на кафедре региональной экономики и географии Российского университета дружбы народов. Там он возглавляет государственную экзаменационную комиссию. «До реформы на кафедре работало 20 преподавателей. Когда в соответствии с указом президента решили увеличить среднюю зарплату, почти всех сократили и оставили только 5 человек, потому что общий фонд оплаты труда ничуть не увеличился», — говорит географ.
Объединили с ПТУ
Одна из самых болезненных проблем — слияние школ. Леонид, как и пятеро других родителей, пришел на митинг, чтобы защитить 120-ю московскую школу, которую оканчивал сам и в которой теперь учится его сын. Эта школа всегда была на хорошем счету, и некоторые москвичи даже меняли место жительства, чтобы их дети имели право поступить туда. Однако недавно власти решили объединить ее с местным профессионально-техническим лицеем.
«Там совершенно другой уровень образования. Учат на повара, плотника или сантехника. В университет никто из этих ребят не собирается, — рассказывает отец школьника. — В этом так называемом лицее 900 учеников, но лишь один класс будет сдавать ЕГЭ. Кому понадобилось такое слияние?»
По словам Леонида, родители учащихся 120-й школы с самого начала возражали против объединения. Но их мнение не было принято во внимание. Недавно они даже обратились в суд, пытаясь доказать, что реорганизация идет во вред качеству образования. Суд в жалобе отказал. «Нам объяснили, что нет никаких доказательств того, что образование в ПТУ хуже нашего», — горько усмехается Леонид.
Не так страшен черт…
Опрошенные DW эксперты скептически относятся к требованиям митингующих. Так, ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко считает акцию профсоюзов во многом популистским шагом: «Это молодые амбициозные организаторы, которые стараются громкими акциями заработать политический капитал. Их требования носят медийно-крикливый характер без какой бы то ни было конкретики».
Руководитель вуза убежден, что организаторы акции далеки от реальных проблем реформы. «У нас, к примеру, действительно идет сложная дискуссия: куда направить сэкономленные средства — на базовую зарплату или на стимулирующие выплаты, — поясняет он. — Эти вопросы каждая образовательная организация решает сама. Где-то нашли оптимальный баланс, где-то нет. Но нельзя мазать все одной черной краской!»
На взгляд ректора, профсоюзы пока не научились формулировать требования, которые действительно можно удовлетворить. «У нас остается огромное количество проблем. Например, инициатива с едиными учебниками, накачивание муштры в школе, обновление учительских кадров. Решить эти проблемы шапкозакидательскими лозунгами невозможно», — убежден Реморенко.
С ним во многом согласен директор Института образования ВШЭ Александр Сидоркин: «Да, происходят реформы. Где-то лучше, где-то хуже, но они идут в мировом тренде. И кричать «караул» нет никаких причин». Эксперт признает, что закрытие малокомплектных школ стало одним из самых болезненных эпизодов реформы. «Экономически ни одна страна не может вынести маленьких школ. К сожалению, во всем мире приходится эти школы консолидировать», — напоминает он.
Комментируя претензии учителей к системе оплаты труда, Сидоркин отмечает, что стимулирующие выплаты специально были введены как гибкий инструмент. Некоторые регионы научились пользоваться им, а некоторые нет. «У нас, к сожалению, нет объективных методов отделения эффективных учителей от неэффективных. Отсюда и некоторый произвол», — считает директор института.
Тем не менее, он полностью согласен с требованием профсоюзов снизить бумажную отчетность. «Каждый чиновник считает своим долгом отправить запрос на имя директора школы, а тот спускает это учителям — срочно всем сдать отчетность к завтрашнему дню. Это неправильно, учителя должны тратить время на работу с детьми», — убежден Александр Сидоркин.
Источник: DW.de