28 апреля 2016 г. в агентстве ИНТЕРФАКС прошла пресс-конференция ректора Московского педагогического государственного университета (МПГУ) академика РАН А. Л. Семёнова и директора института «Высшая школа образования» МПГУ К. Е. Зискина, посвящённая перспективам развития российского образования. Миссией института, созданного в рамках МПГУ в 2015 г., как указано на его сайте, является воспитание и становление нового учителя с точки зрения современных подходов в области педагогического образования, новых взглядов на всю педагогическую науку. Конечная цель – появление молодых учителей нового поколения.
Каковы же эти современные подходы и новые взгляды? Каких ещё реформ ждать нашему образованию? Заключённые в отчёте о пресс-конференции в кавычки, и потому авторские, «новации» поражают своей простотой и неожиданностью.
1. Школьникам перестанут ставить отметки. Мотивировка: «получая отметку за выполненную работу, школьник забывает все то, что выучил. Экзамены останутся, но они будут диагностировать прогресс (?), а не оценивать». На наш взгляд, истинная причина отмены оценок имеет иное, и даже более простое объяснение: в нашей стране уровень школьного образования, по крайней мере в области математики, стремительно падает. Увеличивается количество плохих и удовлетворительных оценок. Это чревато оргвыводами. Лучше отменить оценки и «диагностировать прогресс успеваемости».
В настоящее время многие вузы вынуждены доучивать поступивших в них выпускников школ, поскольку они не обладают необходимыми для дальнейшего обучения знаниями. Предлагаемая система только ухудшит имеющуюся ситуацию.
2. В школах будет отменена классно-урочная система. Эта система обучения известна уже более трёхсот лет, и нужны очень веские основания для отказа от неё. Пока же отсутствует внятный ответ на вопрос, а зачем нужно переходить на новую систему? Новые формы обучения должны прежде всего явно продемонстрировать свои преимущества по сравнению с действующей системой, позволившей нашей стране добиться выдающихся достижений, например, лидирующего положения в математике и в таких ее приложениях, как создание ядерной энергетики, ядерного оружия, ракетно-космической техники. Этому предшествовали многочисленные попытки отказа от классно-урочной системы, предпринимавшиеся в советских школах в 20-е годы XX века. Специалисты хорошо знают так называемый бригадный метод обучения, некоторые другие системы, подобные американским. Их общим недостатком было отсутствие прочных систематических знаний по окончании обучения. С переходом страны к индустриализации все эти системы были отброшены, и советская школа вернулась к классической классно-урочной системе обучения. Причину нынешнего кризисного положения в российском образовании нужно искать не в недостатках классно-урочной системы, а в продолжающихся уже 25 лет бездумных реформах нашего школьного образования.
На эти реформы уже было истрачено много ресурсов, а предлагаемая реформа потребует огромных материальных затрат. Вопрос, как учить дальше, неминуемо связан с подготовкой и изданием новой методической литературы, учебников, с переподготовкой учителей и т.п. И это по всем предметам и в масштабах всей страны.
За прошедший после пресс-конференции месяц появился ряд комментариев к ней, написанных нашими педагогами, школьными и ВУЗовскими, см., напр., http://lgz.ru/article/-18-19-6552-18-05-2016/proshchay-shkolnyy-zvonok/. Но молчит Российская академия образования, молчит Минобрнауки, которым подчиняется МПГУ. Раз молчат, значит не хотят отмежеваться, значит согласны.
Бюро Отделения математических наук РАН заявляет о своём отрицательном отношении к идеям реформирования российского образования, высказанным в интервью А.Л. Семёнова и К.Е. Зискина. Наша система школьного математического образования настолько ослаблена многочисленными реформами, что подобные шаги неминуемо приведут её к полному разрушению.
Обсуждено и принято единогласно на заседании бюро ОМН РАН 31 мая 2016 г.
Приложение: текст отчета о пресс-конференции в Интерфаксе
Источник: сайт Отделения математических наук РАН