Ректор вуза Виктор Садовничий уточнил, что идею будут серьезно обсуждать осенью
«Речь идет о том, что Московский университет уже 10 лет работает по программе развития, которая в этом, 2020-м, году завершается. Поэтому мы приступаем к обсуждению новой программы — до 2030 года. И, конечно, важной задачей новой программы развития должно стать повышение эффективности работы МГУ, повышение международного статуса вуза. Звучит много предложений», — сказал ректор. Садовничий напомнил, что в МГУ 42 факультета, более 20 научных институтов с большим кадровым потенциалом, «все это надо собрать вокруг прорывных направлений, чтобы повысить эффективность».
«Научные школы — это объединение вокруг прорывных научных направлений. А их может быть 14-16″, — добавил ректор.
Он отметил, что все ведущие вузы мира это уже сделали, процесс также идет в российских университетах, однако МГУ пойдет своим путем. «Процесс уже давно запущен, и мы видим результаты. Одна такая научная школа в университете уже создана. Мы выиграли крупный государственный грант — создание математической школы мирового уровня. В нее вошли три структуры: механико-математический факультет, факультет вычислительной математики и кибернетики и Вычислительный центр (НИВЦ). Эта школа хорошо работает, и уже получены сильные научные результаты мирового уровня», — отметил Садовничий.
По словам ректора, идею будут серьезно обсуждать осенью этого года. «Два месяца назад на рабочем совещании с деканами, обсуждая новую программу развития Московского университета, я высказал эту идею. Было много аспектов обсуждения. Программа развития — это серьезный документ. Все будет обсуждаться в высшем органе управления МГУ — Совете трудового коллектива. Наверное, осенью. И только после обсуждения программа развития будет принята университетом. Далее ее представим руководству страны», — добавил ректор.
Садовничий подчеркнул, что объединение вокруг научных школ никак не повлияет на структуру факультетов. «Это организация более эффективной работы МГУ. Она административно ничего не затрагивает, ставится задача более эффективной работы в современных условиях. Как в Академии наук. Добавлю, что такая организация не затрагивает процессы поступления. Все будут поступать, как и прежде, на факультеты. Структура факультетов остается, но научные советы школ будут содействовать созданию еще более уникальной системы подготовки специалистов на основе междисциплинарных возможностей огромного потенциала Московского университета», — отметил ректор.
Школы и студенты
Также Садовничий отметил, что почти все деканы выразили согласие и поддерживают такую координацию.
Говоря о том, как такая организация отразится на студентах, ректор отметил, что для них нужно создать возможность выбора траектории обучения после второго курса. Школы как раз это и позволяют сделать. «Все это в рамках школы может обсуждаться и учитываться в учебных планах на факультетах, эти планы потом каждым факультетом будут утверждаться», — отметил Садовничий.
«В данный момент мы, как и весь мир, столкнулись с новым вызовом — выстраиваем работу университета в условиях коронавируса: сейчас важна в первую очередь безопасность студентов, преподавателей, качественный переход на дистанционный формат образования. Перестроить приемную кампанию так, чтобы ни один абитуриент не пострадал», — добавил ректор МГУ.