Видео в исполнении Ж. Алферова:
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!
До нашего сведения дошло, что Дума Российской Федерации может принять закон, который трансформирует структуру научно-исследовательской деятельности в России, упраздняя проверенную временем российскую модель ради введения западной. Мы обеспокоены этим предложением по четырем причинам.
Во-первых, не очевидно, что западная модель лучше подходит для России. Во-вторых, поскольку резкие радикальные изменения могут подорвать научное сообщество в России до того, как будет установлен новый порядок. В-третьих, потому что любые изменения должны осуществляться при участии самих ученых, которые лучше знают, какие изменения необходимы, и которые окажут поддержку, если будут частью этого процесса. В-четвертых, потому что наука является международной. И российские ученые — очень важные члены самого широкого международного сообщества, к которому принадлежим мы все.
Со времени своего основания Петром I в 1724 году Российская академия наук выросла до организации мирового уровня в сфере научных исследований и разработок. Исследования космоса и полупроводниковая революция вошли в число важных достижений благодаря научным исследованиям РАН. 18 лауреатов Нобелевской премии имеют отношение к Российской академии наук. До резкого сокращения финансирования 20 лет назад многие НИИ РАН конкурировали с западными научно-исследовательскими институтами.
РАН все еще может служить основой для научных исследований и разработок в России вместе с вузами по мере того, как они укрепят свою систему научно-исследовательской работы.
Обучение в России традиционно было прерогативой вузов. Тем не менее есть важные исключения, такие как Санкт-Петербургский академический университет, в котором к преподаванию в лицее и бакалавриате привлекаются члены РАН.
Все организации должны непрерывно реформироваться, чтобы идти в ногу со временем. И среди реформ, которые могли бы рассматриваться в России, могло бы быть более активное участие РАН в образовательной деятельности вузов при одновременном увеличении финансирования на научные исследования в вузах. Хороший пример — Московский государственный университет, Московский физико-технический институт, Новосибирский государственный университет.
Однако мы хотим подчеркнуть важность поэтапного реформирования. Каждое изменение должно добавлять ценность системе, не нанося ей вреда. Только постепенные изменения имеют вероятность быть полезными.
Надеемся, что Вы примите во внимание эти опасения и предпримете действия, чтобы спасти российскую науку, не подвергая ее риску уничтожения. Будущее Российской Федерации и людей во всем мире зависит от Вашего решения.
С уважением,
Шелдон Ли Глэшоу, Нобелевская премия по физике 1979 года, США
Дэвид Гросс, Нобелевская премия по физике 2004 года, США
Роджер Корнберг, Нобелевская премия по химии 2006 года, США
Жан-Мари Лен, Нобелевская премия по химии 1987 года, Франция
Ричард Робертс, Нобелевская премия по медицине 1993 года, США
Алан Хигер, Нобелевская премия по химии 2000 года, США
Аарон Цехановер, Нобелевская премия по химии 2004 года, Израиль