Источник: Сайт Байкальского института природоиспользования.
Замечания, предложения по проекту Федерального закона «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 305828-6 в третьем чтении).
Уважаемые коллеги, в дополнение к анализу законопроекта о РАН во втором чтении, направляю Вам свои предложения по замечаниям к законопроекту в третьем чтении. С моей точки зрения, в этом документе достаточно много внутренних противоречий, неточностей, стиллистических повторов и других недостатков.
Первое замечание — нет определения объекта законопроекта — что такое РАН? Как вариант, можно предложить, что «РАН — это федеральное государственное бюджетное учреждение, определяющее научно-технический и социальный прогресс Российской Федерации, состоящее из членов РАН и научно-исследовательских институтов и организаций».
Статья 2, п.1 гласит: «РАН — это федеральное государственное бюджетное учреждение (ФГБУ) и в соответствии с законом о ФГБУ оно должно иметь имущество и полномочия по его использованию». Однако в п.2, ст.2 утверждается, что у РАН нет собственности и «полномочия собственника осуществляются Правительством РАН».
Далее, в ст. 14, п. 3 записано: «РАН осуществляет от имени РФ, полномочия учредителя и собственника имущества региональных отделений и региональных центров РАН». Вопрос: «Как можно быть учредителем и собственником того, чего у тебя нет?»
В соответствии с логикой законопроекта первых двух статей, касающихся предмета регулирования закона и правового положения РАН, глава 2 «Цели деятельности и основные функции РАН (ст. 6 и 7) должна следовать за первыми двумя вводными статьями и только затем должен излагаться Устав РАН, который, как рабочий документ, содержит основные сведения о РАН и включает механизм деятельности РАН.
В целях более точных формулировок в законопроекте предлагается:
В статье 3. п. 2, подпункте 2 второе слово «порядке» исключить как дублирующее слово.
Статью 6, п.1 изложить в следующей редакции: «проведение и развитие фундаментальных и поисковых исследований, направленных на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека и способствующих научно-техническому, технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию России».
Пункт 2 этой статьи в конце дополнить: «…в целях достижения мирового лидерства в приоритетных областях научно-технического прогресса».
Пункт 3 этой статьи сформулировать в следующей редакции: «содействие развитию фундаментальной и прикладной науки в Российской Федерации», что исключает отношение законопроекта к вузовской науке и общественным научным и лженаучным организациям.
Пункт 4 этой статьи сформулировать в следующей редакции «распространение и пропаганда научных знаний и повышение престижа науки в обществе».
В статье 7. «Основные задачи и функции РАН» в п.1, подпункт 1 сформулировать в следующей редакции: «разработка и реализация государственной научно-технической политики и программ социально-экономического развития России и ее регионов».
В статье 7, подпункт 4 исключить как повторяющий подпункт 6 в п.2 в статье 3 или, наоборот, при перестановке глав. То же самое касается исключения подпункта 8 в пункте 1 этой же статьи.
В статье 7, в п. 2, подпункт 1 после слов «научно-технических» добавить «социально-экономических» программ и далее по тексту.
В статье 7, п.2 в подпункте 7 заменить слово «опубликовываются» словом «публикуются».
Далее предлагается после 7 подпункта той же статьи сформулировать новый 8 подпункт со следующей формулировкой: «пропагандирует в средствах массовой информации современные научно-технические достижения, борется с проявлениями «лженауки».
В этом случае подпункты 8, 9 и 10 в п. 2, статьи 7 соответственно становятся подпунктами 9, 10 и 11.
В статье 10 в п.2, подпункт 3 исключить, как повторяющий подпункт 1 в п. 2 той же статьи.
В статье 11 в п. 2, в подпункте 3 исключить слова «и образовательными организациями высшего образования», как не относящихся к сфере данного закона и вставить вместо этих слов «Российской академии наук».
В статье 13 нет указания о том, что Президент РАН утверждается Президентом РФ (?).
В статье 17 целесообразно после слов «проведение» добавить слово «приоритетных» фундаментальных и далее по тексту.
По логике закона статья 18 должна быть сформулирована в следующем виде: «Объединение РАН с РАМН и РАСХН». Таким образом, первой должна упоминаться основная структура, к которой присоединяют новые организации.
В п. 2 статьи 18 остается непонятной формулировка: «могут приобрести статус иностранных членов РАН». Учитывая двойственность такой формулировки и авторитет и ностранных членов РАН (к которым относится данное сомнение) необходимо просто сохранить за ними статус иностранных членов РАН.
В статье 18 в п. 9 указывается, что «Данный федеральный орган исполнительной власти осуществляет функции и полномочия учредителя указанных организаций», что противоречит п. 2, статьи 2, который утверждает, что «Функции и полномочия учредителя и собственника федерального имущества РАН от имени РФ осуществляются Правительством РФ».
Чтобы исключить двойственность такой формулировки предлагаю следующее дополнение к п.9, статьи 18 добавить «ДВО РАН, СО РАН, УрО РАН от имени Правительства РФ и РАН осуществляют функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за указанными Отделениями РАН, институтами и учреждениями РАН.
Глава 6 «Заключительные положения» повторяется в ст. 22 «Заключительные положенрия».
В главе 6, в п. 3 записано: «В течение трех лет не осуществляется избрание новых членов РАН, РАО, РААСН и РАХ.
Между тем в ст. 18, п. 4 утверждается, что «В течение трех лет член-корреспондентам РАМН и РАСХН сохраняются размеры установленных ранее окладов, за исключением случаев, когда они становятся членами РАН», т.е. закон все-таки предусматривает возможность их избрания в этот трехлетний срок. Что истина?
Возникает и другой вопрос: «Какой статус будут иметь через три года член-корреспонденты РАМН и РАСХН», если у них не будет возможности избираться в члены РАН? Более честно будет, если объявить для всех членов объединяемых академий, кроме действительных членов РАН новые выборы в члены РАН по установленной квоте.
В статье 19 предлагаются новые формулировки в существующий ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и в том числе статья 6 данного закона излагается в следующей редакции: «Учредителем и собственником имущества государственных академий (т.е. РАО, РАСХН, РАХ) является РФ. Тогда как, в главе 2, п. 2 указано, что учредителем и собственником имущества большой РАН является Правительство РФ. Нет логики.
Далее опять повторяется, что функции учредителя и собственника государственных академий осуществляются Правительством РФ. С этой точки зрения последний абзац п.1., ст. 19 «Отдельные функции и полномочия учредителя и собственника федерального имущества государственных академий (и в т.ч. РАН) могут быть переданы уполномоченным органам федеральной власти» целесообразно исключить, как противоречащую статье 14, п. 3 и статье 18, п. 9.
В п. 9, ст. 18 записано, что «Организации, находившиеся в ведении РАН, РАМН, РАСХ до дня вступления в силу настоящего закона передаются в ведение специально уполномоченного органа федеральной власти на осуществление функций и полномочий собственника федерального имущества.
В связи с этим возникает вопрос: «С какого времени передаются эти функции?» и далее, в русском языке понятие «передаются» подразумевает полное подчинение РАН этой несуществующей организации. Тогда не понятны функции и самой РАН, если все функции и полномочия собственника переданы другому органу. В равной степени не понятно, что будет после дня вступления в силу данного закона. По логике рассуждения надо давать новое разъяснение этому пункту.
Статья 15, гл. 5 гласит «Органы государственной власти РФ и иные государственные органы и их должностные лица не вправе вмешиваться в научную деятельность РАН, принимать решения, препятствующие осуществлению РАН своих задач и функций.
Согласно такой формулировке п.10, статьи 18 «государственные задания на проведение фундаментальных и поисковых научных исследований…» не могут утверждаться специально уполномоченным органом федеральной власти ибо любое утверждение есть согласование и изменение документа.
В конечном итоге, остается не ясным один из главных вопросов данного законопроекта: «Как можно развивать науку в России, если у нее нет собственности?». В равной степени в законопроекте нет ни одной статьи, которая действительно утверждала приоритет российской науки, необходимость ее развития, как главного условия модернизации экономики и выхода нашей страны в мировые лидеры.
Наличие указанных недостатков и противоречий, отсутствие логики изложения, многочисленные повторы и неточность употребления русского языка, позволяют мне просить моих коллег по Комитету по науке, образованию, культуре и информационным технологиям вернуть данный законопроект на доработку в согласительную комиссию, где я готов принять самое активное участие. Нельзя направлять Президенту России такой «сырой» законопроект.
С уважением, член Комитета по науке, образованию, культуре и информационным технологиям
Совета Федерации Федерального Собрания РФ,
член-корреспондент РАН, заслуженный деятель науки РФ
Тулохонов А.К.
23 сентября 2013 г.
г. Москва