В чём заключается основная проблема той части «реформы» РАН, которая озвучена вслух?
Главная беда, что у Российской Академии Наук забирают управление собственными институтами и помещениями в этих институтах и передают это федеральному агентству научных организаций (ФАНО). А там сидят «голодные и неимущие» чиновники. Их туда посадили на кормление. Надо объяснять к чему это приведет в России?
То есть, если раньше у РАН была возможность приспосабливаться к безобразному государственному финансированию и управлению, пусть даже для этого приходилось сдавать часть помещений под аренду, то сегодня это делать нельзя. При этом надо понимать, что со сдачи этих помещений платилась зарплата и оплачивались коммунальные платежи, платились деньги студентам и аспирантам, оплачивались конференции и гадко дорогое жилье в гостиницах и дорога для приезжающих из глубинки оппонентов и выступающих на конференциях. На все это государство денег либо не даёт, либо «забывает» дать. Теперь у институтов РАН такой возможности нет. То есть если у правительства «не проходит» платёж, потому что наикнулся «мастер-банк», то за отопление института заплачено не будет, и если на дворе рождественские каникулы и морозы, значит, институт отключат от горячей воды, батареи лопнут и всех затопит. Ученые в это время будут сосать лапу на новый год без денег. А чиновники потом разведут руками и продолжат «крутить» научные деньги на срочном вкладе и грести с этого проценты.
Вы думаете, после этого кончится сдача помещений в институтах? Чепуха, со сдачей помещений в аренду будет полный ФАН. Далеко за примерами ходить не надо: на чердаке в «золотых мозгах» есть ресторан. Раньше этот ресторан платил РАН за аренду и часть этих денег шла в науку. Думаете, ресторан закрыли? Нет, он продолжает жить, но теперь его у РАН “забирают” и там тоже будет много ФАНа.
Вдобавок к этому у РАН вообще забирают какие-либо права на имущество. Это означает, что дальше только ФАНО-чиновники будут решать какому ученому в какой комнате сидеть, и где какой прибор ставить. Ну так, им наверняка виднее, где приборам быть. У ФАНО проблем с этим не будет – они не обременены лишними естественнонаучными знаниями, они, например, не знают, что атомно-силовой микроскоп должен стоят на первом этаже, потому что боится вибраций, они его поставят на крышу.
То есть теперь по любому “пуку” в институте надо будет собираться в ФАНО, брать с собой «чемоданчик с содержимым», оставлять его в ФАНО в обмен на решение вопроса. Теперь процент со всех грантов, со всех аренд помещений будет явно или неявно будет уходить в виде налога «на ФАН».
Я сгущаю краски? Нет, смотрите, «реформа» ещё даже не началась. Пока есть совсем немного ФАНА. Но он уже выгнал кучу институтов с их мест. ФАНА еще нет, но он уже вредит науке, потому что в соответствии с распоряжением президиума Российской академии наук от 18 ноября, по распоряжению «сверху» производится создание «резерва рабочих кабинетов» за счёт освобождения или сокращения площадей, которые занимают учреждения и подразделения РАН. А ведь это всего лишь еще «a little bit ФАН».
Много институтов, расположенных в здании РАН по адресу Ленинский проспект, дом 32а, до 30 декабря будут лишены занимаемых ими площадей. Это:
институт нанотехнологии и микроэлектроники;
институт теоретической физики;
институт электрофизики и электроэнергетики;
институт прикладной механики;
институт ядерных исследований;
институт всеобщей истории;
институт социально-политических исследований;
институт этнологии и антропологии;
институт славяноведения;
институт проблем международной безопасности.
Мне стыдно за то, что Российское правительство разрушает Российскую Академию Наук руками самой Российской Академии Наук. Это недостойно русских ученых. Лично я разочарован в нынешнем Президенте РАН, который превращается в “могильщика” РАН.
Зато теперь по этому адресу вместо занудных и скучных институтов будет «A LOT OF ФАН».
Алексей Майоров
ученый, научный сотрудник РАН