Мы считаем, что предусмотренные Постановлением Правительства РФ No 979 от 1 ноября 2013 г. оценка и мониторинг научных организаций должны основываться на следующих принципах:
1. Основной целью оценки и мониторинга должно быть не сокращение числа научных организаций и количества научных работников, а выявление «точек роста» (ими могут быть целые организации, отдельные лаборатории и группы, объекты научной инфраструктуры и т. д.) и создание дополнительных возможностей для работы сильных коллективов. Отдельного внимания заслуживают «точки опоры» – организации, имеющие особое значение в региональном и/или социальном аспекте.
Анализ, проведенный в ходе оценки и мониторинга, должен стать основой для формирования внятной государственной политики в сфере гражданской науки.
2. Формирование референтных групп должно проводиться на основе экспертного мнения ученых мирового уровня, работающих в смежных областях науки, и с использованием вспомогательных инструментов (таких как рубрикаторы). При этом не должно ставиться задачи сравнения между собой организаций внутри одной референтной группы: оценка должна носить абсолютный, а не относительный характер. Шкала оценки должна быть основана на сравнении со средне-мировым уровнем исследований в соответствующей референтной группе.
3. Базовым документом, выработанным в ходе оценки и мониторинга, должно быть экспертное заключение. Соответствующие экспертные комиссии должны состоять из ученых мирового уровня, имеющих высокую репутацию среди коллег и работающих в той области науки, к которой относится референтная группа организаций. В случае организаций, проводящих исследования междисциплинарного характера, в состав экспертной комиссии должны входить специалисты в разных областях науки. Формирование экспертного корпуса должно проводиться в тесном взаимодействии с научным сообществом. В составах экспертных комиссий должны быть широко представлены международные эксперты, в тех областях науки, в которых это возможно. Необходимо исключить конфликт интересов, выработав для этого соответствующий регламент.
4. Экспертным комиссиям должны предоставляться сведения о важнейших научных результатах, дополненные как формализованными сведениями о научной организации и ее подразделениях (наукометрические показатели для тех дисциплин, где их использование целесообразно, сведения о защитах диссертаций, базовом и внебазовом финансировании, кадровом составе, создании объектов интеллектуальной собственности и т. д.), так и сведения, не поддающиеся формализации (об оснащенности – включая наличие уникальных установок, международном сотрудничестве, профиле в регионе, вовлеченности в образовательный процесс и т. д.). На этой основе экспертные комиссии должны оценивать, в частности,
– уровень и перспективы фундаментальных исследований,
– уровень и перспективы наукоемких разработок,
– значимость для общества и государства,
– уникальность тематики,
– кадровый потенциал,
– обеспеченность инфраструктурой,
– участие в преподавании и подготовке научной смены,
– значимость для региона.
5. Мы считаем, что разработка методики оценки и мониторинга должна проводиться открыто, с привлечением экспертных групп, сформированных научным сообществом. Методика в полной мере должна учитывать специфику различных областей науки и пользоваться доверием научного сообщества.
А. Кулешов
В. Рубаков
А. Сафонов
М. Фейгельман
Источник: сайт Комиссии общественного контроля за реформами в сфере науки.