ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
Ректору Санкт-Петербургского университета
Николаю Михайловичу Кропачеву
Президенту Санкт-Петербургского университета
Людмиле Алексеевне Вербицкой
Уважаемый Николай Михайлович!
Уважаемая Людмила Алексеевна!
Как стало известно Комиссии, администрация Санкт-Петербургского университета предлагает сотрудникам СПбГУ подписать трудовой договор и(или) дополнительное соглашение, содержащие положения, которые, на наш взгляд, существенно ограничивают конституционные и трудовые права работников СПбГУ. Более того, они, по нашему мнению, вводят для них элементы личной зависимости, отмененной в России Манифестом императора Александра II от 05.02.1861 об отмене крепостного права. Просим Вас распорядиться удалить из текста договора и(или) дополнительного соглашения перечисленные ниже пункты и привести их в соответствие с законодательством РФ, а уже подписанные договоры и соглашения аналогичного содержания расторгнуть, поскольку согласно ст. 9 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ): «Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению».
Перечислим пункты Трудового договора, противоречащие, по нашему мнению, законодательству РФ.
Раздел 4. Работник обязан: <…>
4.2.6. Следовать нравственным и культурным традициям СПбГУ, общепринятым моральным, нравственным и этическим нормам, бережно относиться к духовным ценностям.
Не говоря уже о противоречии с упомянутой ст. 9 ТК РФ, этот пункт оставляет место для административного произвола ввиду отсутствия юридический дефиниций «общепринятых моральных, нравственных, и этических норм» и того факта, что «духовные ценности» работника и сотрудника администрации могут различаться.
4.2.11. Уведомлять Работодателя в письменном виде о работе по совместительству у другого работодателя, о месте работы по совместительству, объеме занятости и занимаемой должности, не позднее трех рабочих дней со дня заключения трудового договора, либо о факте заключения договора гражданско-правового характера, по которому Работник является (по содержанию предмета договора) исполнителем, подрядчиком, автором, а также о переговорах, связанных с изменением места основной работы.
По нашему мнению, это положение противоречит Конституции РФ:
П. 1 ст. 34. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
П.1 ст. 37. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
и ст. 282 ТК РФ: Совместительство – выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом. Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы, так и у других работодателей.
Последний пункт раздела 4.2.11 Трудового договора вызывает подозрения, что для сотрудников СПбГУ право расторжения трудового договора по инициативе работника (ст. 80 ТК РФ, «Юрьев день») тоже может оказаться под угрозой.
4.2.13. Без поручения Работодателя не выступать публично от имени СПбГУ и в качестве Работника СПбГУ, в том числе, не давать комментариев, оценок, интервью, не предоставлять экспертных заключений.
На наш взгляд, смешение запрета на несанкционированные выступления от имени СПбГУ (на что администрация имеет право) с запретом на выступления в качестве Работника СПбГУ противоречит ст. 29 Конституции РФ:
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
Более того, этот пункт заставляет Работника СПбГУ получать санкцию администрации на все многочисленные виды профессиональной деятельности, которые во всем мире являются неотъемлемым атрибутом научной работы: написание отзывов на статьи, монографии, грантовые заявки, диссертации и их авторефераты и т.д., в которых учёный выступает в индивидуальном качестве, но, согласно принятой традиции, указывает свою аффилиацию.
4.2.15. Сообщать Работодателю в письменном виде в течение 30 рабочих дней с момента издания о каждой публикации, автором (соавтором) которой является Работник.
Это положение принуждает Работника сообщать Работодателю обо всех своих публикациях в СМИ, даже в том случае, если он (она) не указывают аффилиацию СПбГУ. Тем самым, на наш взгляд, нарушается
п. 1 ст. 44 Конституции РФ. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
4.2.16. Решать все вопросы, связанные с профессиональной деятельностью, на основе всесторонних консультаций с Работодателем.
По нашему мнению, и в силу требований ст. 9 ТК РФ, это положение противоречит ст. 21 ТК РФ, провозглашающей, что «Работник имеет право на: защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;
…разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами; …».
В разделе 5.1 (Работодатель имеет право) содержится пункт
5.1.6 Работодатель имеет исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный Работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания Работодателя.
По нашему мнению, формулировка этого пункта нуждается в корректировке и должна быть приведена в соответствие со ст. 1228 Гражданского кодекса РФ (Автор результата интеллектуальной деятельности), согласно которой
1. Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.
2. Автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, право на имя и иные личные неимущественные права.
Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен.
Совершенно неприемлемым и неконституционным представляется нам пункт 1 раздела 10 (Особые условия)
10.1. Настоящий трудовой договор содержит конфиденциальную информацию и не подлежит разглашению, размножению, и опубликованию в открытой печати»
На наш взгляд он противоречит
п. 4 ст. 29 Конституции РФ: Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
При этом ст. 7 Закона РФ № 5485-I «О государственной тайне» (Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию) прямо утверждает, что
Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:
…
о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
…
Попытка администрации СПбГУ объявить не подлежащей разглашению и распространению информацию о трудовом договоре с Работником или дополнительном соглашении, по нашему мнению, нарушает фундаментальные конституционные и трудовые права гражданина РФ.
Мы считаем, что вышеперечисленные положения трудового договора и (или) дополнительного соглашения должны быть немедленно изъяты из текстов документов, предлагаемых для подписания Работникам СПбГУ, а уже заключенные договоры и соглашения, содержащие такие пункты, должны быть расторгнуты.
Материалы по теме: трудовой договор, предлагаемый к подписанию администрацией СПбГУ
Опубликовано: 06 декабря 2013 г.
Источник: Комиссия общественного контроля за ходом и результатами реформ в сфере науки