Александр Калинин
Нобелевский лауреат Жорес Алферов встретился с журналистами, чтобы объяснить, почему в Санкт-Петербурге необходимо создать региональное отделение Российской академии наук. Поводом для беседы стала недавняя статья в газете «Известия», в которой в вину ученому ставили то, что он якобы пытается взять часть академии под личное управление. В Петербургском научном центре РАН заметили, что после публикации телефон не умолкал. Всех интересовал один вопрос — писал ли Жорес Иванович письмо Владимиру Путину с просьбой дать петербургским ученым автономию или нет.
Как выяснилось, Алферов саму статью не читал («и смотреть не стал эту ерунду»), но, как говорится, осуждает, поскольку факты в ней перевраны. По признанию академика, письмо Владимиру Путину Алферов он действительно отправлял. Правда, не один, а вместе с губернатором Георгием Полтавченко. И произошло это аж в марте 2012 года, то есть до того, как возникла сама идея реформирования РАН, против которой академик активно выступал. В письме обосновывалась целесообразность организации северо-западного отделения, основной посыл заключался в возрождении научно-технологического потенциала города на Неве.
«Владимир Владимирович написал блестящую резолюцию: рассмотреть, поддержать и доложить», — отметил Алферов.
Письмо было перенаправлено министру образования и науки Андрею Фурсенко. На этом дело однако и остановилось. В феврале 2013 года нобелевский лауреат вновь лично встречался с Путиным. На аудиенции он напомнил президенту о том, что начатое дело создания регионального отделения необходимо довести до конца. И вновь он услышал слова поддержки.
«Он сказал замечательные слова: «Конечно, Жорес Иванович, но позже, мы сделаем это вместе с вами». Однако затем последовал закон о реформировании РАН, который Владимир Путин подписал в конце сентября 2013 года. Спустя месяц президент предложил установить годовой мораторий на решения, касающиеся имущества и кадров РАН.
Между двумя этими событиями было проведено совместное заседание президиумов Санкт-Петербургского научного центра РАН, Северо-Западного отделения РАМН и Северо-Западного научного центра РАСХН. Главы подразделений — Алферов, Софронов и Попов — констатировали, что принятие закона приведет к значительному увеличению количества научных организаций, междисциплинарное взаимодействие которых должно обеспечиваться расположенным в Санкт-Петербурге региональным подразделением Российской академии наук. То есть по сути говорилось о создании в Петербурге все того же отделения, но только в изменившихся условиях, с учетом примкнувших РАМН и РАСХН.
Повторное обращение от имени Алферова и Полтавченко вновь направили Путину. В известность был поставлен президент РАН Владимир Фортов, который не высказал Алферову категорического «нет», пояснив, что вопрос требует обсуждения.
«В результате преступной приватизации мы потеряли высокотехнологичные отрасли индустрии. Задача России – возрождение этих отраслей… Академия наук не на имуществе должна делать бизнес, а использовать имущество для научных исследований. Региональное отделение будет иметь больше возможностей для создания программы по развитию науки», — считает нобелевский лауреат.
При этом он заметил, что его совместное с Георгием Полтавченко обращение к президенту является служебным документом, содержание которого прессе знать не обязательно, поскольку это не «открытое письмо». Сегодняшние журналисты, по мнению Алферова, не являются специалистами ни в науке, ни в организации научных исследований. Детали реорганизации Петербургского научного центра не должны становиться предметом массового обсуждения.
То, что информация о переговорах по созданию регионального отделения просочилась в печать, была неверно интерпретирована и преподнесена в искаженном виде, ученый называет «заказом». Вот только называть имена заказчиков Алферов не стал.
«Думаю, что есть некая группа к кому-то там близких людей, которая меня не любит за мою активную позицию по закону о науке. Они используют любую ахинею, чтобы вывести меня из состояния равновесия, позлить. Самое желаемое для этих людей — чтобы Алферова вообще не было. Но Алферов есть, и здоровье у него в порядке. Я продолжу заниматься своей работой. Просто раньше говорили «фас» на академию наук, а теперь сказали «фас» на Алферова», — заявил академик.
Объяснил Алферов и почему он не хочет «читать всякие гадости». Его, например, очень досадуют отзывы к статьям в Интернете, которым он в последнее время пользуетс крайне редко. «Я ужасаюсь и поражаюсь этим отзывам. Если они соответствуют уровню нашего общества, то оно ужасно. Сплошь и рядом одно и то же: все, что мы сегодня имеем, устроили «жиды и коммуняки». Антисемитизм и антикоммунизм — это характерные признаки фашизма», — уверен он.
Отметим, что пока окончательного решения по созданию регионального отделения РАН в Петербурге не принято. Известно, что губернатору Георгию Полтавченко звонил и «имел долгий разговор» экс-министр образования, а ныне помощник президента Андрей Фурсенко. Он сообщил градоначальнику, что полностью поддерживает идею, но реализовать ее в данный момент невозможно из-за введенного президентом моратория. Поэтому было решено вернуться к вопросу спустя какое-то время.
Видео смотрите здесь.
Источник: Росбалт.RU