Сергей Миронов (Sergey Mironov)
Очередным примером вопиющей некомпетентности «отличилось» руководство Минобрнауки. Его глава Дмитрий Ливанов еще год назад носился с идеей создания так называемой «Карты российской науки», то есть информационной системы, в которую были бы собраны статистические данные обо всех российских ученых и научных организациях. «Карту» предполагалось использовать для оценки эффективности их деятельности.
Сама по себе идея имеет право на жизнь. Реальную картину состояния науки в России знать надо: без этого разумных управленческих и финансовых решений не примешь. Но уже на ранней стадии многих удивило, что конкурс на право разработки системы выиграли не Институт системного анализа РАН или, скажем, МГУ, где углубленно занимаются такой отраслью знаний, как наукометрия. Не утруждая себя аргументами, чиновники отдали контракт на сумму 90 млн. рублей американской компании PricewaterhouseCoopers. Это, конечно, известная консалтинговая фирма, но изначально возникли большие сомнения в том, что она потянет проект, требовавший по-особому глубокого понимания проблем отечественной науки и незаурядных решений в сфере ИТ-технологий.
Первое же знакомство с готовым продуктом, появившимся в минувшем ноябре в Интернете, вызвало шок. Выяснилось, что это не «Карта российской науки», а какая-то издевательская каррикатура на нее. Количество ссылок на научные публикации абсолютно не соответствует реальному. Полная неразбериха с тем, сколько людей работает в том или ином институте. Скажем в знаменитом ФИАНе работает 832 сотрудника, а судя по «Карте» – чуть ли не вдвое больше – 1534.
А как вам такое? В число «научных организаций» разработчики ухитрились внести Астраханскую, Брянскую и некоторые другие обладминистрации, а также авиакомпанию «Трансаэро».
Но настоящий цирк начинается там, где речь заходит о специализации научных институтов. Вы полагаете, тот же ФИАН занимается физическими исследованиями? Как бы не так! Если верить «Карте», среди его профильных направлений – вопросы овощеводства и педиатрии. Институт математики им. С.Л. Соболева имеет, оказывается, интерес к музыковедению и орнитологии. Институт прикладной физики Нижегородского НЦ РАН – к акушерству и гинекологии. Математический институт им. В.А. Стеклова – к генетике и религиоведению. И так далее. Такое впечатление, что кто-то решил дисредитировать нашу науку: мол, занимаются ученые мужи не пойми чем!
Все дело в том, что «Карта российской науки» составлялась путем механического слияния различных баз данных. Без тщательной экспертизы и проверки информации. При этом алгоритмы разработчиками заданы безграмотно. Опубликовался, допустим, некий ученый-физик в научном журнале, где по соседству была статья об исследованиях в области гинекологии. И этого уже достаточно, чтобы машина вписала в профиль научного института совсем непрофильное направление.
Сегодня чиновники пытаются делать хорошую мину при плохой игре. Мол, это только первый этап работы. А далее самим ученым предлагается подключиться и заняться внесением правильных данных о себе. Но, во-первых, что мешало сразу организовать эту работу не «сверху», а «снизу»? Во-вторых, кое-кто получил за работу 90 млн. рублей, так почему устранять нелепости должны совсем другие и за бесплатно? Но самое главное даже не это. Исправить частные неточности, конечно, можно. Но, как говорят эксперты, в «Карту российской науки» заложены настолько грубые системные ошибки, что ее в принципе невозможно довести до ума. Тем более она не сможет служить инструментом для объективного анализа ситуации в российской науке.
В Интернете мне встретилась такая шутка: «Реформа РАН пройдет в несколько этапов. Первый этап – нанесение ран». Шутка невеселая, но в ней изрядная доля горькой правды. Ведь такие коллизии, какая возникла с «Картой российской науки», на самом деле наносят моральные раны. И без того в научных коллективах хватает ныне нервозности в связи с неопределенностью перспектив, а тут еще идет совершенно бессмысленная трата драгоценного времени и сил на очередную бредятину, рожденную по прихоти чиновников.
Хорошо понятны в этой связи эмоции академиков Л.Фадеева, Г. Месяца, А.Паршина, которые дали очень жесткие оценки всей этой ситуации на недавнем заседании Президиума РАН. Понятна и позиция членов Комиссии общественного контроля за ходом и результатами реформ в сфере науки, которые публично призвали коллег «воздержаться от обращений к «Карте российской науки» для внесения туда каких-либо изменений». Люди, посвятившие жизнь служению науке, не хотят быть заложниками тех, кому на судьбу науки абсолютно наплевать. Этот справедливый протест должен быть услышан!
Ну а кроме того, неплохо бы задаться вопросом: не создает ли вся эта история с «Картой российской науки» повода для вмешательства правоохранительных органов? Кто-то же должен в конце концов отвечать за столь бездарную трату бюджетных средств.
Сергей Миронов
Источник: Facebook