Больше 45% участников проектов, финансируемых в 2013 году Российским гуманитарным научным фондом, — молодые ученые. О том, как РГНФ работает с научной молодежью, корреспонденту “Поиска” рассказал заместитель директора фонда Андрей Блинов.
- Андрей Николаевич, давайте сначала определимся, кто считается молодым ученым.
- Когда РГНФ только начинал проводить молодежные конкурсы, было решено, что в качестве молодых рассматриваются ученые в возрасте до 35 лет включительно, а при наличии научной степени доктора наук — до 39 лет включительно.
- 45% молодых участников проектов РГНФ — это исполнители проектов?
- Не только. Доля молодых в общем числе руководителей поддержанных проектов также довольно высока — больше четверти. Это достигается за счет проведения специальных конкурсов, где руководителями проектов могут быть лишь молодые ученые.
- Можно ли из этого сделать вывод, что российскую молодежь привлекают гуманитарные науки?
- К нам в фонд ежегодно обращаются 30-33 тысячи российских ученых-гуманитариев. Такой массив — достаточно репрезентативная выборка, по которой можно судить о состоянии гуманитарной науки в России в целом. И вот что мы наблюдаем: средний возраст нашего заявителя чуть меньше 40 лет, в большинстве случаев (почти половина всех участников) — это кандидат наук. И больше 60% наших ученых — женщины.
- Какие программы поддержки молодых ученых реализует РГНФ?
- Для молодых фонд ежегодно проводит отдельные конкурсы в наиболее востребованных формах. Поддерживаются научные исследования, выполняемые как непосредственно молодыми учеными, так и молодыми учеными под руководством более зрелых коллег. Финансируется также проведение молодежных научных мероприятий — конференций, школ, семинаров и т.д. Важно, что в этих специализированных конкурсах участвуют исключительно молодые ученые. То есть их проекты конкурируют друг с другом, так сказать, в одной весовой категории.
РГНФ постоянно работает над совершенствованием и введением новых форм финансирования научных исследований. Так, недавно в рамках международных конкурсов по согласованию с нашими зарубежными партнерами мы ввели поддержку проектов, выполняемых коллективами молодых российских и зарубежных ученых. В этом году расширен конкурс подготовки научно-популярных изданий, и там проекты молодых ученых рассматриваются отдельно. Также введен конкурс индивидуальных проектов для аспирантов и докторантов. Традиционно при проведении всех конкурсов РГНФ участие в проектах молодежи приветствуется фондом и увеличивает оценку проекта.
На недавнем заседании совет РГНФ принял решение обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой внести изменения в устав фонда, в частности уточнить виды его деятельности. Это позволит нам расширить формы поддержки, в том числе вернуть весьма востребованные учеными тревэл-гранты, компенсирующие расходы на поездки в научные центры и библиотеки других городов и стран.
- Чем интересуются молодые гуманитарии?
- Спектр их научных интересов весьма широк, заявки подают по всем научным направлениям. Отмечается устойчивая тенденция: молодые выбирают исследования, связанные с решением актуальных социальных проблем. Таких, например, как развитие системы образования и воспитание детей, трансформирование научной сферы, межэтнические отношения, совершенствование финансовой и налоговой систем, законодательные процессы, внутрисемейные отношения, глобализация экономики и пр.
- Экспертиза проектов в рамках конкурсов для молодых ученых имеет какие-то свои особенности?
- Фонд поддерживает молодых не за их возраст. Для оценки всех проектов эксперты применяют общие критерии: актуальность и новизна тематики, ее фундаментальность, план работы, используемые методы и подходы, научный задел, ожидаемые результаты и т.д. Эти критерии, принятые фондом, позволяют выявить наиболее значимые научные проекты, то есть проекты, результаты которых могут способствовать развитию существующей системы знаний. Стоит отметить, что коэффициент прохождения заявок по конкурсам для молодых ученых даже немного выше, чем у остальных. Так, в 2013 году была поддержана каждая третья заявка молодых ученых, в то время как по основному конкурсу поддерживалась одна заявка из четырех-пяти.
- Можно ли оценить результативность проектов молодых ученых?
- Результат выполнения проекта — это новые знания о явлениях и процессах. Но, как бы ни казалось полученное знание абсолютным, оно не может существовать само по себе, необходимы его трансляция и использование. По проектам, поддержанным в рамках конкурсов молодых ученых, публикуются более 2 тысяч статей в год, а это в среднем 5 статей в год на один проект. Если же посмотреть ежегодную статистику по авторам публикаций, выходящих при поддержке фонда в рамках выполнения всех проектов, то мы увидим, что среди авторов более 10 тысяч — молодые ученые.
Информацию обо всех поддержанных РГНФ проектах, включая аннотации, описание запланированных и полученных результатов, а также публикации по проектам, можно найти на нашем сайте, воспользовавшись системой поиска. Это удобный и, главное, востребованный инструмент. Он помогает не только молодым, но и зрелым ученым и всем заинтересованным лицам получать актуальную информацию о современных научных исследованиях в области гуманитарных наук.
- Вы сказали, что в этом году фондом поддержана каждая третья заявка молодых ученых. Это значит, что два человека из трех, обратившихся в РГНФ за поддержкой, потерпели неудачу. Не снижает ли это интерес молодежи к грантам?
- Неподдержанные заявки будут всегда, иначе какой же это конкурс?! Интерес снижается, когда конкурс необоснованно большой, 1 к 10-20, например. А одна заявка из трех-четырех — это уровень адекватной конкурсной поддержки, что подтверждается не только нашим опытом, но и опытом работы зарубежных научных фондов.
На мой взгляд, для молодых ученых весьма важно уже само участие в конкурсах на получение грантов научных фондов, в частности РГНФ. Подготавливая заявки на грант, они получают ценный опыт систематизации и представления своих знаний, идей, наработок, подготовки планов, выбора методов и подходов, а также обоснования своих финансовых потребностей. Заявочные и отчетные формы РГНФ фактически представляют собой отточенный за 20 лет конкурсной деятельности фонда инструмент презентации научного проекта и его результатов. Вместе с тем подготовка заявки предполагает не только описание проекта и научного задела, имеющегося у заявителей, но и работу по изучению уже существующих результатов исследований по тематике проекта, а также оценку ресурсов, необходимых для выполнения проекта.
- РГНФ как-то помогает молодым ученым в этом?
- Да, несмотря на то что мы учреждение, говоря строгим официальным языком, “занимающееся финансовым посредничеством”, вопросам взаимодействия с учеными, и не только с молодыми, оказания им помощи в подготовке заявок и отчетов в РГНФ уделяется большое внимание. Так, в нашей Информационной системе (ИС) реализованы функции различных проверок и подсказок ученым, позволяющие избежать грубых ошибок при подготовке заявок и отчетов. Немаловажное значение имеет предварительная проверка заявок сотрудниками фонда перед их регистрацией. Если в заявке выявляются серьезные формальные нарушения, которые могут стать причиной ее отклонения, заявку возвращают с предложением доработать ее и подать вновь.
С 2011 года ученым предоставляется возможность ознакомиться с экспертными заключениями по своей заявке. Недавно мы реализовали еще одну процедуру взаимодействия с грантополучателями, весьма актуальную именно для молодежи. Теперь каждый эксперт, который рассматривает заявку, может оставить свои рекомендации по реализации проекта. Это позволяет молодым ученым наряду с финансированием проекта получить рекомендации высококвалифицированных специалистов — как улучшить проект или какие его аспекты следует проработать более основательно. Такое взаимодействие способствует установлению обратной связи, нацеленной уже на методическую помощь ученым, что особо значимо для молодежи.
- Вы говорите об обратной связи. А учитывается ли мнение молодых ученых при принятии стратегических решений?
- По уставу, все стратегические решения принимает совет РГНФ. Позиция действующего совета предусматривает широкое обсуждение ключевых вопросов развития фонда с научной общественностью. С 2011 года РГНФ активно использует такие формы общественных обсуждений, как интернет-конференция, онлайн-голосование, проведение встреч и семинаров с учеными-экспертами, работа в фокус-группах. Результаты таких обсуждений, предложения и критика всегда учитываются советом фонда. Принимая во внимание “продвинутость” современной молодежи в общении с Интернетом и различными онлайн-ресурсами, считаю, что у них имеются существенные возможности влияния.
- Можете привести пример такого общественного обсуждения?
- Конечно. Успешных примеров много. Мы проводили онлайн-обсуждение путей оптимизации и проекта программы деятельности фонда — основного стратегического документа развития РГНФ до 2020 года. Тематики целевых конкурсов междисциплинарных проектов выбираются с учетом голосований на сайте фонда. Один из самых ярких примеров — введение новой формы поддержки индивидуальных проектов с финансированием напрямую физических лиц. Вопрос предварительно был вынесен на общественное голосование на сайте РГНФ. Более 80% принявших участие в голосовании идею одобрили. В этом году РГНФ объявил пилотный конкурс и собрал заявки. 86% заявок поступили от молодых ученых. По-моему, это вполне успешный пример.
- Насколько мне известно, это первый опыт выдачи грантов непосредственно ученым. Можно о нем рассказать подробнее?
- Решение о проведении пилотного конкурса с такой формой поддержки было принято советом РГНФ в этом году. Аспиранты и докторанты подавали заявки на поддержку индивидуальных проектов проведения научных исследований. Сумма гранта фиксирована, средства будут перечисляться на счет ученого, причем предусматривается, что они пойдут только на оплату его труда. О результативности такой формы поддержки имеет смысл поговорить в конце 2014 года, когда будут представлены отчеты по проектам.
- Хорошо, вернемся к этому вопросу в 2014 году. Что бы вы могли пожелать молодым ученым?
- Не упускать тех возможностей, которые у них есть. Активно и всецело пользоваться ими.
Беседу вела Наталия БУЛГАКОВА
Фото Николая Степаненкова
Источник: газета «ПОИСК»