Почему ведущий физический институт страны оказался на грани развала?
Наивны те, кто все еще верит, что свершившаяся реформа РАН принесет более-менее ощутимые плоды. Разве что горькие… Прежде чем развалить академию, реформаторы наглядно показали всем модель будущих преобразований на примере объединения четырех ядерных физических институтов в НИЦ «Курчатовский институт». Самый известный в мире Институт теоретической и экспериментальной физики (ИТЭФ) спустя два года после той «демо-реформы» науки разваливается на глазах. Из ИТЭФа, который с легкой руки одного американского профессора уже успели окрестить «ГУЛАГ-лайт», вынуждают уходить выдающихся ученых, докторов, обладателей престижных мировых премий. Отчего это происходит, попыталась выяснить корреспондент «МК» Наталья Веденеева.
— Почему уходят? — повторяет мой вопрос уволенный недавно с должности заведующего лабораторией физики элементарных частиц, а затем и уволившийся совсем доктор физико-математических наук Андрей РОСТОВЦЕВ. — Из-за упавших ниже плинтуса зарплат, из-за дикого авторитарного режима. Чиновники и кадровики нам, ученым, диктуют теперь, какие направления ядерной физики следует развивать, а какие не следует. Не пускают на порог наших зарубежных коллег, с которыми мы работали годами. И так далее, и тому подобное.
Самому Ростовцеву так и не объяснили, с какой формулировкой он отстранен от должности. Личные счеты? Это было бы еще полбеды. Еще до Ростовцева директор института Юрий Козлов (по словам многих в ИТЭФе, давно забывший, что такое научные исследования, и превратившийся в обычного послушного функционера) распрощался со своим замом Михаилом Даниловым. Никак не мог договориться с мировым светилом! Доктор наук, член-корреспондент РАН Данилов смело защищал науку, говорил о необходимости свободы для ученого, повышения зарплаты, настоящей международной экспертизы в вопросах выбора ведущих направлений в институте. Но директор Козлов услышал только то, что «Данилов создавал в институте атмосферу неприятия реформы РАН» (формулировка директора — Прим. авт.). Впрочем, Козлову не позволили его выгнать, коллеги отстояли светило науки. Многие заявили прямо: если уволите Данилова, уйдем и мы. В итоге обладатель двух престижнейших международных премий — Макса Планка и Карпинского, физик, поднявший ИТЭФ в трудные 90-е годы, остался в родном институте, правда, в качестве рядового сотрудника. Он не уходит, потому что не может бросить свои научные группы, своих аспирантов, потому что, кроме Данилова, координировать их работу просто некому.
Продолжение на МК.ru