О том, как вырос за истекший год проект «Диссернет», какие рассадники научной туфты помогли разоблачить его участники и как на разоблачения реагирует власть, в своей лекции на «Газете.Ru» рассказал создатель «Диссерорубки профессора Ростовцева».
Как сообщество единомышленников «Диссернет» оформился в конце февраля 2013 года. Тогда же были созданы программы, позволившие визуализировать тот ужас, который частенько скрывается под твердой обложкой некоторых «научных трудов».
Казалось, стоило приоткрыть какой-нибудь не так давно защищенный труд любого высокопоставленного чиновника, как оттуда весело выскакивали раскрашенные в различные цвета многостраничные куски текста, заимствованные из более ранних чужих работ или просто скопированные из интернета.
Синдром первооткрывателя — сильнейшее эмоциональное состояние.
Открывшийся масштаб и уровень бесстыдства липовых кандидатов и докторов наук обескураживал. Наверное, поэтому в первые месяцы своего существования «Диссернет» ударился во все тяжкие и подсел на троллинг как разновидность спортивного пехтинга. Но со временем в среде участников сообщества «Диссернет» возобладал научный подход к делу. Ведь недаром среди его участников много действительно ученых. В чем же проявился этот научный подход?
Во-первых, была создана база данных липовых диссертаций.
Это мощнейший инструмент, позволяющий визуализировать связи в этом преступном (по отношению к науке) мире. Например, Вася Пупкин защитил диссертацию, списанную с диссертации Лены Попкиной. Оказалось, что у Лены и Васи был один общий официальный оппонент. Далее этот общий текст случайно всплывает в совсем другой, третьей диссертации, научным руководителем которой «чисто случайно» является непосредственный начальник того самого оппонента и заодно заместитель председателя диссертационного совета некоего заборостроительного НИИ.
Заборостроительный НИИ регулярно выступает в качестве ведущей организации для диссертантов, защищающихся в одном из столичных университетов на факультете управления гравицапами, профессора которого формально числятся совместителями в провинциальном заборостроительном НИИ.
На гравицапском факультете прошла защита полностью «скопипащенной» диссертации крупного столичного чиновника, который тут же получил повышение по службе и привел за собой в команду Васю Пупкина и Лену Попкину.
Это распределенная кровеносная система, в которой обращаются по несколько раз одни и те же персонажи, повязанные между собой фальсификациями и подлогами в отношении академической этики.
Метастазы по этой кровеносной системе проникают в жизненно важные для страны органы — в аэрокосмическую отрасль, недропользование, юриспруденцию, военно-промышленный комплекс, фармакологию, атомную энергетику.
Во-вторых, за этот год был создан комплекс программ, позволяющих проверять в потоке все без разбора диссертации, защищенные в этом тысячелетии. Сообщество «Диссернет» часто обвиняют в тенденциозности и ангажированности в отношении авторов липовых диссертаций. Это, возможно, и имело место на самом первом этапе развития сообщества, когда в отборе диссертаций для проверки присутствовала заметная доля ручного труда, но это давно уже не так. Действительно, программа поиска списанных диссертаций работает в автоматическом режиме 24 часа в сутки семь дней в неделю, выдавая на-гора все без каких-либо предпочтений случаи, в которых имеются серьезные подозрения на плагиат (в житейском, а не в юридическом смысле). После проверки таких случаев они попадают в базу данных и, если сами по себе они представляют небольшой общественный интерес, они посредством своих связей вносят неоценимый вклад в визуализацию той кровеносной системы, о которой шла речь выше (подробнее — в моем блоге).
Широко распространен и другой миф, связанный с Диссергейтом. Почему-то многие уверены в том, что липовые диссертации приобретают для себя чиновники и бизнесмены. Да, это тоже верно, но, как оказывается, гораздо шире такое явление распространено в сфере образования.
В среднем на одного липового ученого-бизнесмена или чиновника приходится около десяти сотрудников из сферы образования, от директора школы или доцента кафедры до профессоров и ректоров университетов.
Казалось бы, парадокс: наиболее часто липовые диссертации встречаются отнюдь не среди депутатов Госдумы (хотя и они далеко не сахар), а именно среди ректоров многочисленных государственных и частных вузов. Чем мне нравится «Диссернет», так это тем, что он, подобно рентгеновскому снимку, позволяет увидеть очаг болезни, разглядеть то, каким образом в нашем обществе отрицается здравый смысл, истоки современной лысенковщины, генезис «законов подлецов» и окончательной «реформы» Академии наук.
Очаг этой болезни, по моему глубокому убеждению, находится в сфере образования.
Коли говорить о мифах, то представлю вниманию читателя еще один. Часто можно встретить суждение, что во всем виноваты многочисленные конторы, наперебой предлагающие «консультационные» услуги по написанию дипломов и диссертаций. В действительности их роль в налаженной индустрии научного фальшака близка к нулю. Мощные источники фальсификации научной деятельности надежно оберегаются теми, кто эту деятельность изображает в стенах различных вузов и академий. С набором статистики в сообществе «Диссернет» такие фонтаны научной липы не увидеть уже невозможно. Если не вдаваться в технические подробности,
то географически три наиболее мощных фонтана псевдонаучной туфты расположены в высших учебных заведениях Москвы, Питера и на Кавказе.
Это сразу заметно по тому, как перетасовываются тексты диссертаций внутри сложившихся научных школ, представляющих такие фонтаны. Справедливости ради необходимо отметить, что в уходящем году московский фонтан заметно снизил свою активность, а министр правительства Москвы, руководитель департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города А.Г. Комиссаров после обнаружения в его диссертации масштабных некорректных заимствований написал заявление в ВАК с просьбой аннулировать защиту этой диссертации.
Мужественный, достойный уважения поступок.
Каждая новая липовая научная работа обычно состоит из комбинации глав диссертаций, защищенных ранее внутри данной научной школы. Корпус используемых текстов для изготовления новых липовых диссертаций является золотым фондом научной школы и в то же время табу для соседней с ней школы конкурента. Это и понятно: раздел сфер влияния.
Наконец, как нетрудно было догадаться с самого начала, и это наглядно показано на статистике сообщества «Диссернет», набранной за 2013 год, кровеносные сосуды рассматриваемый нами системы питают ее мозг.
Система таких сосудов объединена в очевидные группы: юридическую, экономическую, техническую и т. д. Причем каждая из них имеет еще свои подразделения по географическому принципу. Так, в экономике выделяются две московские, питерская и уральская школы. Каждая из них имеет своего представителя в комиссии (ВАК) либо в экспертном совете ВАК.
Понятно, почему так сложно удовлетворяются апелляционные жалобы даже в случаях очевидного научного подлога. Примеров этого не счесть. За уходящий год от сообщества «Диссернет» в ВАК было подано несколько десятков апелляционных жалоб… Лоббирование трехлетнего срока рассмотрения таких жалоб также не случайно. Как-то на днях в интервью корреспонденту France-Presse я рассказывал о находках «Диссернета», на что дама на том конце телефонной линии, видимо, плохо знакомая с реалиями нашей жизни, дрожащим голосом произнесла: «Так это ведь коррупция».
Да, именно это оно и есть, было и будет есть.
Не устану повторять, что глубоко заблуждаются те, кто утверждает, что в современной России сложился рынок липовых научных степеней. Нет. У нас функционирует институт липовых научных степеней, и в этом заключается принципиальное отличие нас от остального цивилизованного мира.
Андрей Ростовцев.
Источник: Газета.ру.