Ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова нередко считают «серым кардиналом» науки и образования, имеющим беспрецедентное влияние в правительстве. В интервью «Ленте» Кузьминов отрицает наличие связей в МОН:
Мы ни за кем не стояли и не стоим, ни за [бывшим министром образования Владимиром] Филипповым, ни за [бывшим министром образования и науки Андреем] Фурсенко, ни за [министром образования и науки Дмитрием] Ливановым. Это самостоятельные политики и эксперты. У них есть свои идеи, они нередко близки с нашими, но и не только с нашими, кстати говоря. Но министры всегда слушают значительно более широкий круг мнений, чем мнение «Вышки». Я не готов нести ответственность ни за чужие лавры, ни за чужие ошибки.
Интересной темой, поднятой в интервью, является Liberal Arts, высшее образование общего профиля. По мнению Ярослава Кузьминова, 2/3 российских студентов сейчас учится в основном на первых двух курсах, затем идут работать. Это — Liberal Arts в чистом виде, просто под маской технического образования. Кузьминов предлагает вспомнить сказку про голого короля и либерализовать обучение, введя до половины спецкурсов по выбору.
Как и многие экономисты ВШЭ, Кузьминов относится к высшему образованию как к товару, помогающему продвинуться по карьерной лестнице. О будущих преподавателях — исследователях и менеджерах в одном лице:
Затем — преподаватель должен быть исследователем. Это самое сложное. Я даже аккуратно скажу: хотя бы половина преподавателей вузов к 2020 году должна стать исследователями. Сейчас меньше 20 процентов ведут исследования. А преподаватель должен быть включен в глобальное сообщество, владеть языками — и зарабатывать как менеджер.
Кузьминов утверждает, что важный параметр качества ВУЗа — размер зарплаты выпускников. Уже запланирован пилотный проект «Вышки», РАНХиГС, Союза ректоров и Федеральной налоговой службы по измерению этой зарплаты.
О программе введения аналога ЕГЭ в ВУЗах:
Она сейчас впрямую не реализуется. Я могу догадаться, почему. Дело в том, что у нас доля выпускников, которые не знают даже основ своих наук, еще слишком высока. И как только дело доходит до реализации — люди боятся политической ответственности. Если мы проведем ЕГЭ для выпускников экономических факультетов и увидим, что они не владеют основами статистики, не владеют эконометрикой — в лучшем случае, они знают начало бухгалтерского учета и начальный курс экономической теории («на картинках»)? А если их будет 90 процентов? А если будет пусть даже 60 процентов? Это политическая проблема, государство не готово с ней сталкиваться.
Интервью полностью: Lenta.ru