Россияне разделились поровну: на тех, кто считает, что наукой должны управлять учёные, и тех, кто отводит эту роль чиновникам.
МОСКВА, 29 января 2014 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне оценивают состояние отечественной науки и ее вклад в развитие страны, кто должен направлять ее вектор развития, а также каково мнение наших сограждан о работе РАН, и о том, кто должен управлять ее имуществом.
Развитая наука – это необходимое условие благополучия страны в современном мире – таково мнение большинства россиян (78%). Причем респонденты с разным уровнем образования (от начального до высшего), в равной степени придерживаются этой точки зрения (77-80%). Лишь десятая доля опрошенных (10%) представляет себе процветающее будущее страны и без науки.
Россияне чаще склонны оценивать состояние науки «удовлетворительно», как в своем регионе (42%), так и в стране в целом (48%). О наличии проблем в научной сфере заявили 31% и 29% респондентов, соответственно. Лишь 12% опрошенных имеют позитивный взгляд на состояние отечественной науки.
Вектор развития российской науки обязано определять научное сообщество – полагают 44% наших сограждан. В свою очередь, 41% респондентов считает, что задачи перед отечественными учеными должно ставить государство. О главенствующей роли научного сообщества в этом вопросе чаще говорят москвичи и петербуржцы (62%), люди с высокими доходами (48%), приверженцы ЛДПР и КПРФ (по 49%). На первенстве же государства в решении вопросов научной сферы, в первую очередь, настаивают сторонники «Справедливой России» (53) и непарламентских партий (54%), жители средних городов (46%) и респонденты со средним достатком (46%). Небольшая доля участников опроса (6%) полагает, что подобные полномочия могут взять на себя обычные люди.
При упоминании Российской академией наук (РАН) наши сограждане, в первую очередь, вспоминают об ученых (17%). Также с РАН респонденты ассоциируют исследования, разработки (5%), «умных людей» (3%), открытия, новые технологии, (по 2%) и т. д.
Относительное большинство россиян (45%) придерживаются мнения, что Российская академия наук – успешно работающая структура, вносящая большой вклад в развитие страны. В свою очередь, каждый четвертый респондент (24%) склонен оценивать РАН как морально устаревшую структуру, которая не приносит пользу государству.
При ответе на вопрос о том, кто должен распоряжаться имуществом РАН, мнения наших сограждан разделились поровну: 44% опрошенных за начальство чиновников, а 42% отдали бы бразды управления ученым. 6% участников опроса предложили бы управлять хозяйством РАН профессиональным менеджерам.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 13-14 июля 2013 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
С каким из мнений о роли науки, ученых в развитии страны Вы в большей степени согласны? (закрытый вопрос, один ответ) | |||||
Все опрошенные | Образование начальное или ниже, неполное среднее образование | Среднее образование (школа или ПТУ) | Среднее специальное образование (техникум) | Незаконченное высшее (не менее 3-х курсов ВУЗа), высшее | |
Развитая, современная наука – залог благополучия и процветания страны в современном мире | 78 | 80 | 77 | 78 | 80 |
В современном мире и без развитой науки страна может быть благополучной и процветающей | 10 | 10 | 12 | 9 | 9 |
Затрудняюсь ответить | 12 | 10 | 11 | 13 | 11 |
По Вашему мнению, в каком состоянии – хорошем, удовлетворительном или плохом – находится сегодня наука в нашем регионе? (закрытый вопрос, один ответ) | |||||
Все опрошенные | Образование начальное или ниже, неполное среднее образование | Среднее образование (школа или ПТУ) | Среднее специальное образование (техникум) | Незаконченное высшее (не менее 3-х курсов ВУЗа), высшее | |
В удовлетворительном | 42 | 40 | 39 | 42 | 45 |
В плохом | 31 | 31 | 31 | 29 | 32 |
В хорошем | 12 | 14 | 13 | 11 | 12 |
Ничего не знаю о состоянии науки в моем регионе | 15 | 15 | 17 | 18 | 11 |
По Вашему мнению, в каком состоянии – хорошем, удовлетворительном или плохом – находится сегодня наука в стране в целом? (закрытый вопрос, один ответ) | |||||
Все опрошенные | Образование начальное или ниже, неполное среднее образование | Среднее образование (школа или ПТУ) | Среднее специальное образование (техникум) | Незаконченное высшее (не менее 3-х курсов ВУЗа), высшее | |
В удовлетворительном | 48 | 48 | 47 | 48 | 48 |
В плохом | 29 | 28 | 26 | 27 | 32 |
В хорошем | 12 | 11 | 14 | 13 | 11 |
Ничего не знаю о состоянии науки в стране | 11 | 13 | 13 | 12 | 9 |
Что первое приходит Вам в голову, когда Вы слышите «Российская академия наук (РАН)»? (открытый вопрос, любое число ответов, в таблице указаны ответы, названные не менее чем 1% опрошенных) | |
Все опрошенные | |
Ученые | 17 |
Наука | 6 |
Исследования, опыты, разработки | 5 |
Академики | 4 |
Умные люди | 3 |
Научное сообщество | 2 |
Открытия | 2 |
Новые технологии | 2 |
Развал, упадок науки | 2 |
Застой и бездействие | 2 |
Гордость за ученых и страну | 1 |
Изобретения | 1 |
Инновации | 1 |
Институт | 1 |
Коррупция | 1 |
Космос, космические разработки | 1 |
Лаборатории | 1 |
Научные сотрудники | 1 |
Профессора | 1 |
Развитие | 1 |
Реформа | 1 |
Скандалы | 1 |
Сколково | 1 |
Научный центр | 1 |
Учебное заведение | 1 |
Давняя организация, старейшая | 1 |
Недостаток финансов | 1 |
Пенсионеры, старики, мало молодежи | 1 |
Нет ассоциаций | 4 |
Другое | 2 |
Затрудняюсь ответить | 34 |
С каким из мнений о Российской академии наук (РАН) Вы в большей степени согласны? (закрытый вопрос, один ответ) | |||||
Все опрошенные | Образование начальное или ниже, неполное среднее образование | Среднее образование (школа или ПТУ) | Среднее специальное образование (техникум) | Незаконченное высшее (не менее 3-х курсов ВУЗа), высшее | |
РАН – успешно работающая, современная структура, она вносит большой вклад в развитие науки | 45 | 40 | 46 | 46 | 44 |
РАН – бюрократическая, морально устаревшая структура, которая мало делает для развития науки | 24 | 17 | 23 | 23 | 28 |
Не знаю, что такое РАН | 8 | 21 | 11 | 7 | 5 |
Затрудняюсь ответить | 22 | 21 | 21 | 23 | 22 |
Кто, на Ваш взгляд, должен принимать решение о том, какие задачи должна сегодня решать отечественная наука, в каком направлении развиваться? (закрытый вопрос, один ответ) | |||||||
Все опрошен ные | Сторонники партии «Справед ливая Россия» | Сторонни ки ЛДПР | Сторонни ки КПРФ | Сторонни ки «Единой России» | Сторонники непарла ментских партий | Не стали бы участво вать в выборах | |
Ученые, научное сообщество | 44 | 33 | 49 | 49 | 39 | 35 | 45 |
Государство, органы власти | 41 | 53 | 35 | 44 | 46 | 54 | 37 |
Бизнес, крупные предприниматели | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 8 | 1 |
Население, обычные люди | 6 | 8 | 9 | 3 | 5 | 0 | 9 |
Другое | 1 | 0 | 1 | 3 | 1 | 0 | 1 |
Затрудняюсь ответить | 6 | 3 | 5 | 1 | 6 | 4 | 6 |
В собственности Российской академии наук находятся большие производственные площади, участки земли и т.д. Кто, на Ваш взгляд, должен распоряжаться имуществом и коммунальным хозяйством РАН? (закрытый вопрос, один ответ) | |||||||
Все опрошен ные | Сторонники партии «Справед ливая Россия» | Сторонни ки ЛДПР | Сторонни ки КПРФ | Сторонни ки «Единой России» | Сторонники непарла ментских партий | Не стали бы участво вать в выборах | |
Государство, органы власти | 44 | 53 | 46 | 38 | 51 | 42 | 37 |
Ученые, научное сообщество | 42 | 35 | 46 | 51 | 37 | 38 | 41 |
Профессиональные менеджеры, управленцы | 6 | 0 | 5 | 4 | 4 | 12 | 12 |
Бизнес, крупные предприниматели | 1 | 7 | 0 | 1 | 1 | 4 | 1 |
Другое | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
Затрудняюсь ответить | 6 | 3 | 3 | 5 | 6 | 4 | 8 |
Источник: ВЦИОМ.
Комментарий заместителя президента РАН В.В. Иванова (Facebook):
По-моему, опрос проведен некорректно.
Дело в том, что наука существует не в изолированном пространстве, а в конкретной общественно-экономической и политической среде. Поэтому то, как должна быть организована наука и как она должна управляться, зависит от целей государства, от экономической политики.
Если государство нацелено на технологическое лидерство, то оно выделяет деньги на фундаментальную науку и не вмешивается в организацию исследований. И формы организации науки — самые различные: университеты, академии, фирмы и т.д. При этом перед учеными не ставится задача коммерциализации результатов — это уже дело самого государства и бизнеса.
Если же задача стоит в освоении зарубежных технологий, то наука нужна только в университетах, чтобы студенты понимали, с чем им придется столкнуться после завершения образования. В этом случае наукой, как и образованием, будут руководить чиновники.
Система управления наукой зависит от того какие стратегические цели ставит государство