Участники совещания по вопросам законодательного регулирования образования и науки, прошедшего 31 января в Государственной Думе, обсудили, как работает вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации», какие поправки в него необходимо внести, а также выступили с новыми законодательными инициативами в сфере науки.
Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин подчеркнул прямую связь между образованием и достижениями науки, указав на необходимость совместного рассмотрения вопросов их развития. В Госдуме этим будет заниматься Совет по вопросам образования и науки, первое заседание которого и открыл Сергей Нарышкин.
Науке – новый закон
По мнению министра образования и науки Дмитрия Ливанова, пришло время для подготовки нового закона о науке. «Действующий закон работает уже почти 20 лет. В него внесено огромное количество поправок. Для нас очень важно сейчас проанализировать состояние научного законодательства в других странах, понять, на какие вопросы действующая редакция закона о науке ответа не даёт, какие вопросы требуют дополнительного регулирования», – сказал глава Минобрнауки.
Реформа академии наук, по словам директора Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаила Ковальчука, «болезненна, сложна, но очевидна». Он поддержал инициативу министра о разработке нового закона о науке. Такой закон «должен быть гармонизирован и связан с законом об образовании», уверен руководитель НИЦ.
С предложением законодательно определить, что такое грант, и не только в новом законе о науке, но и в трудовом, а также в бюджетном законодательстве, обратился к участникам совещания директор Российского научного фонда Александр Хлунов. Тогда и вопросы мобильности будут урегулированы. Также он считает необходимым вернуть в бюджетную классификацию строку, связанную с финансированием фундаментальных исследований федеральных университетов.
На важность популяризации науки обратил внимание главный редактор портала «Наука и технологии России – STRF.ru» Константин Киселёв. «Если мы сейчас не приложим самых серьёзных усилий для объяснения обществу, что такое наука, что российские учёные заняты полезным и нужным делом, то проиграем глобальную конкуренцию, потому что успех науки на 30–40% зависит от того, как учёный, научная группа, институт позиционируют свои разработки, причём в оперативном режиме», – сказал Константин Киселёв. Теперь настоянию Минобрнауки результативность работы научных организаций будет оцениваться в том числе по такому критерию, как распространение научных знаний.
Подробности на STRF.ru