Совершенствование педагогического образования стало темой расширенного заседания Комитета по образованию, в котором приняли участие депутаты, члены Совета Федерации, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере образования, представители региональных законодательных собраний, руководители учреждений высшего и среднего профобразования.
Открывая заседание, председатель Комитета Вячеслав Никонов сообщил, что поводом для разговора стал подготовленный Минобрнауки проект концепции поддержки развития педагогического образования. По словам В.Никонова, документ вызвал немало вопросов у педагогического сообщества.
Заместитель председателя Комитета Надежда Шайденко пояснила, что в проекте концепции предложено отказаться от «линейной» траектории обучения, изменить содержание программ подготовки и технологий обучения педагогов, усилить практическую составляющую. Она поддержала идею педагогического бакалавриата, который будет существовать в рамках сетевого взаимодействия колледжей и вузов.
Заместитель председателя Комитета Ирина Мануйлова указала на отсутствие обоснованного долгосрочного прогноза потребностей в подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров в сфере общего образования. Она предложила в ближайшее время создать систему прогнозирования и возродить практику наставничества в школе, используя в качестве механизма эффективный контракт.
Директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Александр Соболев призвал поддержать проект концепции, которая распространится на подготовку педагогов для дошкольного и общего образования.
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Любовь Глебова отметила, что пока документ носит ведомственный, отраслевой характер и не дает ответа на вопрос, каким должен быть современный учитель. Кроме того, считает Л.Глебова, в работу над концепцией следует активнее вовлекать регионы.
Депутат Николай Булаев подверг критике заложенную в концепции идею прикладного бакалавриата. «Выдавать дипломы среднего профобразования под каким бы то ни было прикрытием — неимоверная ошибка, которая девальвирует высшее профобразование», — сказал он.
Председатель комитета Законодательной Думы Томской области по труду и социальной политике Леонид Глок, поддержав концепцию, указал на отсутствие финансовых механизмов ее реализации.
Президент Российской академии образования Людмила Вербицкая затронула тему качества учебников. «Даже учебникам, рекомендованным к использованию в школах, эксперты дают оценку не выше «удовлетворительно», — сказала она.
Ректор Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д.Ушинского Владимир Афанасьев предложил оценить степень риска от реализации предлагаемой концепции.
Директор Ногинского педагогического колледжа Ирина Смирнова с сожалением констатировала, что прием на обучение в организации среднего профобразования ведется на общедоступной основе, то есть без вступительных испытаний по большинству специальностей и без учета психологических особенностей и индивидуальных наклонностей обучающихся. «У педагогического колледжа не существует возможности предварительного отбора абитуриентов», — заключила она. Кроме того, по словам И.Смирновой, необходимо готовить будущих педагогов к работе с разными категориями детей, в том числе с детьми, требующими особого подхода.
Первый заместитель председателя Комитета по образованию Олег Смолин предложил ввести специальный конкурс для поступающих в педагогические вузы и внедрить программы дополнительного образования для будущих педагогов, чтобы учителя были не только профессионалами, но и интересными людьми.
Источник: сайт Госдумы РФ
Комитет Госдумы по образованию: Концепция совершенствования педагогического образования нуждается в доработке: Один комментарий