С вступлением в силу закона «О федеральной контрактной системе» и поправок к закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» научные институты и вузы приступили к созданию собственных схем, по которым они будут закупать всё необходимое для работы по грантам и госконтрактам. Задача состоит в том, чтобы сделать правила максимально удобными и отвечающими букве закона. Вузы с ней справляются, а вот академические институты натолкнулись на подводные камни: им рекомендовано вернуться к конкурсной системе закупки оборудования. Чем это чревато, и есть ли обходные манёвры – корреспонденту STRF.ru рассказал Андрей Плодухин, замдиректора по финансам Института спектроскопии РАН.
Андрей Юрьевич, Вы, конечно же, анализировали новое правовое поле для госзакупок. Поясните, какие условия оно создаёт, и соответствуют ли они ожиданиям учёных?
— Я напомню, что до января 2014 года закупки по грантам осуществлялись по ФЗ-94, который давал возможность приобретать всё необходимое для работы учёных у единственного поставщика, то есть без конкурсов. С 1 января действует 44-й закон «О контрактной системе в сфере закупок». Он позволяет определённой категории организаций, под которую, в частности, подпадает большинство научных институтов, принять собственное положение о закупках, руководствуясь ФЗ № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Этот закон задаёт некоторые рамки, но не ставит жёстких условий, предполагается, что каждое учреждение создаст собственное положение о закупках, в соответствии с которым будет работать. И, казалось бы, мы сами можем принять такие правила, которые по крайней мере не ухудшат наше положение в сравнении с прошлым годом. Тем более что в первоначальном варианте ФЗ-44 было написано, что разработанное нами положение будет утверждать руководитель учреждения. Тем не менее, 28 декабря 2013 года в ФЗ-44 были внесены изменения, в соответствии с которыми уже не сами учреждения утверждают свои положения о закупках, а их учредители. Учредителем академических институтов сегодня выступает ФАНО. Агентство разработало для всех институтов типовое положение. Мы должны взять его за основу, в случае необходимости подкорректировать и отправить для утверждения обратно. В этом документе у единственного поставщика за счёт средств грантов можно делать такие закупки, как научно-исследовательские работы, опытно-конструкторские работы, расходные материалы, химические реактивы и реагенты. На поставку оборудования рекомендовано проводить конкурентные процедуры. Таким образом получилось, что новые правила ухудшают наше положение по сравнению с действовавшим ФЗ-94.
Но типовое положение носит рекомендательный характер. Вы ведь можете его изменить…
— ФАНО утверждает это положение в том виде, в котором считает правильным. Это принципиальный момент. Оно говорит: мы учитываем государственные интересы, заключённые в законах, и считаем, что правильно так-то. Наше право не согласиться с агентством. Но если институт не разместит на сайте утверждённое положение до 1-го апреля, то нам будет ещё сложнее: все закупки, в том числе из средств грантов, придётся делать по основному ФЗ-44, а он более жёсткий, чем положение. Для учёных конкурентные процедуры – это дополнительные трудозатраты с неопределённым результатом. Зачастую не знаешь, кто вообще выйдет победителем в этих конкурсах. Самое неудобное в том, что, как правило, средства грантов приходят в институты с большим опозданием – во второй половине, а иногда и в последнем квартале года. Проводя конкурсные процедуры, институты по большей части просто не успевают в установленный срок (обычно он ограничен текущим календарным годом) освоить средства гранта, что приводит к нарушениям налогового законодательства. Даже успев закупить оборудование в год действия гранта, грантополучатель часто не имеет достаточно времени для проведения исследований в рамках темы выделенного гранта на приобретённом оборудовании. Таким образом, очевидна необходимость сокращения сроков закупки из средств грантов не только расходных материалов, но и других товаров, путём организации таких закупок у единственного поставщика.
Все эти аргументы мы приводили федеральному агентству для того, чтобы обосновать желательность применения правил закупки у единственного поставщика в отношении всех товаров, закупаемых за счёт средств грантов. Тем более что для закупок в рамках хоздоговоров на научно-исследовательские работы почему-то такого ограничения нет. Здесь есть некая нелогичность, на наш взгляд. К тому же обидно, что, обладая правом самим устанавливать правила закупок, мы себе ухудшаем условия.
В результате что Вы написали в положении в части закупок оборудования? Согласились ли с рекомендацией ФАНО проводить конкурсы?
— Мы направили положение в ФАНО в том виде, который, на наш взгляд, максимально отвечает интересам учёных, и в сопроводительном письме разъяснили нашу позицию. Рад констатировать, что наши замечания были учтены, и мы получили из ФАНО утверждённое положение, в котором все закупки из средств грантов можно осуществлять у единственного поставщика.
Источник: STRF.ru