«Газета.Ru» разбиралась в том, как запрет NASA на контакты с Россией скажется на текущих научных проектах между учеными России и США.
Решение NASA прекратить рабочее сотрудничество с российскими коллегами вызвало недоумение ученых по обеим сторонам Атлантики. Прекращение торговых переговоров, военного сотрудничества и даже формальное исключение России из «большой восьмерки» — ощутимые, но в целом не ставшие неожиданностью санкции, соответствующие степени охлаждения отношений после присоединения Россией Крыма.
В заявлении NASA говорится о прекращении большинства существующих контактов с Российской Федерацией в связи с нарушением Россией суверенитета и территориальной целостности Украины.
Однако беспокойство ученых вызвал другой текст — внутреннее распоряжение NASA, разосланное накануне сотрудникам.
В нем, в частности, говорится, что «все контакты NASA с представителями российского правительства прекращаются до тех пор, пока их специально не разрешат». Запрет включает в себя «поездки сотрудников NASA в Россию и поездки представителей российского правительства на объекты NASA, двусторонние встречи, электронную переписку и телеконференции».
За десятилетия налаженного сотрудничества космические агентства США и России почти никогда не подвергались политическим дрязгам, даже в непростые для Москвы и Вашингтона моменты, связанные с бомбардировками Югославии и шпионскими скандалами.
Многие вспоминают и яркий пример такого внеполитичного сотрудничества в космосе, как стыковка «Союз» — «Аполлон», состоявшаяся в самый разгар «холодной войны».
Учитывая то, что в NASA не привыкли делать политических заявлений, многие сходятся на том, что последний демарш сделан по настоянию Белого дома. Ведь ровно месяц назад, в разгар событий в Крыму, глава NASA Чарльз Болден заявил: «Сейчас в отношении с русскими все нормально. Мы не ожидаем, что ситуация вокруг России и Украины повлияет на наше долговременное сотрудничество в мирном исследовании космоса с Россией, которое длится десятилетиями».
Больше всего оказались озадачены ученые, вовлеченные в совместные проекты, участвующие в международных коллаборациях, обменивающиеся научными данными.
Что значит запрет на переписку и кого он касается? На кого распространяется запрет на поездки и означает ли он запрет на участие в международных конференциях?
И какова судьба уже идущих совместных проектов, осуществляемых на борту американских научных станций? Пример таких проектов — приборы LEND, HEND и DAN, которые управляются российским институтом ИКИ и установлены на аппаратах Mars Odyssey, Lunar reconnaissance orbiter и марсоходе Curiosity. Кстати, последний сеанс управления детектором DAN, который включается, управляется и выключается специалистами ИКИ, был осуществлен минувшей ночью. Как будет возможно управление подобными проектами без постоянных контактов и совместных встреч российских и американских ученых, поездок наших ученых в Лабораторию реактивного движения в Пасадене, пока не понятно.
Действия NASA никак не отразятся на наблюдениях российского космического телескопа «Радиоастрон», который использует в качестве наземных «плечей» радиоинтерферометра зарубежные антенны дальней космической связи, рассказал рассказал Юрий Ковалев, руководитель научной программы «Радиоастрон».
По его словам, две антенны NASA в Испании и Австралии работают за счет своего (национального) времени, а контракт с американской станцией слежения в Грин-Бэнк (США) не имеет к NASA никакого отношения.
Научные школы, воркшопы и конференции — важнейшая составляющая современной науки, и запрет на посещение сотрудниками NASA российских конференций может нанести действительно серьезный ущерб науке, которая уже давно по сути стала международной. «Я вхожу в оргкомитет одной из астрономических конференций, и уже сейчас есть люди, которые не смогут приехать. Не сами в знак протеста отказываются, а потому что не смогут», — рассказал «Газете.Ru» ведущий научный сотрудник ГАИШ МГУ, доктор физико-математических наук Сергей Попов.
Этим летом в Москве пройдет юбилейная международная ассамблея COSPAR, традиционно собирающая тысячи исследователей из десятков стран, которые работают в области астрофизики, прикладной космонавтики, космической биологии и медицины. «Это своего рода олимпиада для астрофизиков, не представляю, что будет, если запрет коснется ее», — сказал «Газете.Ru» завлабораторией спектрометрии космического гамма-излучения ИКИ Игорь Митрофанов.
По словам Попова, неучастие кого-то из известных ученых на такой крупной конференции, как COSPAR, может иметь «обвальный эффект»: «Положим, в секции из ста человек участвуют, скажем, десять ученых NASA. Если люди увидят, что не будет ученых NASA, они сами откажутся: не в знак протеста, а просто потому, что конференция дорогая и у них меньше мотивации приезжать».
По словам источника «Газеты.Ru» в научно-космической отрасли, запрет на поездки ученых NASA на российские встречи может оказать вполне реальным.
«С этим я встречался. Если сотрудник NASA принимает решение подать бумаги на поездку в другую страну, то в случае, если есть политическое решение, эта бумага просто не будет подписана», — сказал он. По его словам, примерно 10% состава NASA — это госслужащие (civil servants). Остальные — формально не сотрудники NASA, а сотрудники частных организаций, работающие по контракту. «И хотя обычно правила для этих сотрудников различаются, думаю, последние ограничения могут коснуться их всех», — считает он. Подобные ограничения, вплоть до запрета на переписку, в США вводились совсем недавно в отношении Китая, правда, в тот раз это было сделано из-за опасения шпионажа. В прошлом году американские ученые продемонстрировали свою приверженность международному сотрудничеству, пообещав бойкотировать декабрьскую конференцию по экзопланетам, на которую запретили приглашать китайцев.
За разъяснениями, коснутся ли ограничения рядовых ученых, «Газета.Ru» обратилась в NASA, на что от специалиста по внешним связям Алларда Бьютела был получен ответ: «Правительство США принимает ряд мер по сокращению официальных межправительственных контактов и встреч с Российской Федерацией в каждом отдельном случае. В соответствии с этим NASA пересмотрит в отдельных случаях контакты по космосу в соответствии с нашими национальными интересами. Сейчас мы оцениваем, что может оказаться затронутым. Новые правила относятся к взаимодействию NASA с членами Российской Федерации… официальными госслужащими, а не «рядовыми учеными», как вы сказали», — говорится в письме.
Отдельная оговорка касается того, что «NASA и «Роскосмос» тем не менее продолжат сотрудничество для поддержания безопасной и непрерывной работы МКС». С момента окончания программы Space Shuttle США полностью зависят в отправке своих астронавтов на МКС от российских кораблей «Союз». По словам аналитиков, этим решением NASA могут подстегнуть конгресс к увеличению финансирования собственных средств доставки, включая частные корабли.
«Интересно, что в этой оговорке они решили за «Роскосмос», считая, что сам он продолжит сотрудничество и не скажет: «Знаете, спасибо, но возвращайте теперь ваших астронавтов на чем хотите», — сказал источник в космической отрасли.
«Мы и русские имеем очень глубокие и взаимосвязанные отношения. Мы полагаемся на них, так же как они на нас. Развод — это не выход», — сказал Guardian эксперт по отношениям в сфере космоса Университета Джорджа Вашингтона Скотт Пейс. По словам его коллеги Джона Логстона, если Россия прекратит доступ американцев на МКС, «это станет катастрофой для станции».
Павел Котляр
Источник: Газета.ру.