Главной задачей первого Общего собрания новой академии, объединившей Российскую академию наук, Российскую академию медицинских наук и Российскую академию сельскохозяйственных наук, стало принятие устава организации. Уставная комиссия работала над основным документом РАН долго и тщательно, с полным пониманием того, насколько серьезен данный этап для дальнейшей судьбы академии.
Поднимая эту тему на Общем собрании, президент РАН Владимир Фортов отметил: “После принятия устава последует процедура утверждения его правительством, а это совсем не простое дело: все больше появляется управленцев-чиновников, желающих порулить академией. Без устава мы окажемся вне закона, что сыграет на руку нашим противникам, которые подготовили свой вариант, и вы можете себе представить, что там написано”.
Чтобы слушателям стало ясно, о чем может идти речь в чиновничьей версии устава, Владимир Евгеньевич напомнил о некоторых первоначальных замыслах авторов реформы госакадемий. В планах последних значились: ликвидация РАН, запрет Академии наук заниматься научными исследованиями, упразднение региональных отделений и центров, сокращение научных институтов и численности сотрудников без участия академического сообщества в оценке их деятельности.
Первая редакция закона о реформе встретила ожесточенное сопротивление научной общественности и была скорректирована, но возможность отката сохраняется. Именно поэтому, по словам президента РАН, создатели устава старались найти формулировки, максимально точно соответствующие положениям законов о реформировании госакадемий, о науке и научно-технической политике и о бюджетных организациях.
При этом, заявил академик Фортов, в главном документе РАН сохранены традиции внутриакадемической демократии — свободное обсуждение любых вопросов, выборность на научные должности (от мнс до президента), коллегиальность принятия решений. Проблема ротации руководящих кадров решается положением о том, что они не могут занимать свой пост более двух сроков подряд. Хотя академия и лишилась институтов, но принимает активное участие в их жизни, осуществляя в соответствии с законом научно-методическое руководство НИИ, так что перечисленные положения в Уставе РАН гарантируют сохранение самоуправления в ее бывших структурах. Устав предполагает, что останется двухступенчатой система членства в РАН, и определяет, что члены-корреспонденты РАМН и РАСХН становятся членкорами РАН с момента утверждения основного документа.
Исполняющий обязанности председателя Уставной комиссии академик Валерий Козлов рассказал о том, как проходила работа над уставом. Валерий Васильевич сообщил, что в комиссию поступило 940 предложений и многие из них были учтены. Проект устава был выставлен на сайте РАН, обсуждался и получил поддержку в профильных и региональных отделениях всех госакадемий, а также в ранее относившихся к ним институтах.
Дважды проект в разных редакциях направлялся на согласование в правительство, и Уставная комиссия отреагировала на замечания Минобрнауки и Минфина. Академик Козлов поблагодарил всех участников процесса и выразил надежду на то, что основной документ РАН будет принят и утвержден правительством, так как прошел независимую экспертизу в Институте государства и права РАН, Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ и Правовом управлении администрации Президента РФ. На утверждение устава правительственными регламентами отводится два месяца, сообщил вице-президент РАН.
Бывшие руководители РАМН и РАСХН Иван Дедов и Геннадий Романенко, которые в соответствии с законом стали вице-президентами объединенной РАН, подтвердили, что их коллеги новым уставом удовлетворены и готовы работать в составе “Большой академии”, раз уж так сложилось. Правда, академик Романенко заметил: “В истории отечественной науки прослеживается удивительная тенденция — наши правители вспоминают о науке, только когда в стране возникают проблемы, а когда с помощью науки они устраняются, начинают ее реформировать”. Зал поддержал это высказывание аплодисментами, как и цитату из Столыпина о том, что “в России любят затевать реформы, чтобы скрыть неумение править”.
Академик Геннадий Романенко поведал печальную повесть о том, как РАСХН испытывали на прочность в течение ее 85-летней истории. “Вначале академия находилась в ведении Наркомзема СССР, — сообщил он. — Затем ее сделали самостоятельным высшим научным учреждением по сельскому хозяйству, что положительно сказалось на развитии фундаментальных исследований. Но, видимо, кому-то это не понравилось, и академию стали переподчинять — то Минсельхозу, то правительству, то Госагропрому.
После распада СССР РАСХН указом президента получила статус самостоятельного научного центра в агропромышленной сфере. И вот теперь этот документ утратил силу”. Такое предисловие заставило слушателей задуматься над тем, как непросто дались сельхозакадемии все те достижения, которые представил в своем докладе академик Романенко.
Академик Иван Дедов традиционно был позитивен и не касался вопросов научной политики: говорил в основном про заболевания, с которыми борются специалисты РАМН, а также о приоритетных направлениях фундаментальных исследований в своей отрасли. Медики вообще старались заразить коллег оптимизмом. Знаменитый кардиолог Ренат Акчурин с места предложил не драматизировать ситуацию и не путать “слияние” со “сливом”. “Присоединение РАМН добавит РАН здоровья, а РАСХН — плодовитости”, — предрек он.
Пытался найти положительные моменты и ректор МГУ академик Виктор Садовничий. “Академии оказались в сложной ситуации, но надо сделать все возможное, чтобы минусы превратить в плюсы: мы ведь стали сильнее и сообща можем много больше, — отметил он. — Давайте оставим сомнения и вопросы и вместе набросимся на проблемы!”.
А вот председатель Комитета Госдумы РФ по науке и наукоемким технологиям академик Валерий Черешнев, наоборот, призвал вопросы не замалчивать, а решать. По мнению депутата, и в Уставе РАН, и в ФЗ №253 о реформе госакадемий много нестыковок и “белых пятен”, приступать к ликвидации которых необходимо как можно скорее. Валерий Александрович рассказал, что на рассмотрение в Госдуму уже прислана первая поправка к ФЗ №253. “Первая пошла!” — с юмором констатировал Черешнев, заметив, что это обычная для законодателей ситуация: в принятый год назад Закон об образовании недавно была внесена уже 31-я поправка.
Упомянутое изменение, которое инициировал депутат Борис Кашин, призвано снять противоречие между законом о реформе, согласно которому региональные научные центры (РНЦ) должны входить в состав академии, и постановлением правительства о создании Федерального агентства научных организаций, определившего РНЦ в ФАНО. В агентство они в итоге и были переданы. Кашин подготовил более четкую формулировку положения закона, которая позволит вернуть РНЦ академии.
Выступил на собрании и сам академик Борис Кашин. Он выразил возмущение тем, что известный ученый Евгений Велихов направил обращение к президенту страны с просьбой ликвидировать двухступенчатую систему членства в РАН и перевести всех членкоров в академики (об этом факте Владимир Фортов сообщил в начале Общего собрания). “Обсуждение устава проходило открыто, но Евгений Павлович в нем участвовать не стал: воспользовался близостью к власти, проигнорировав и Уставную комиссию, и мнение научных коллективов, — объяснил свою позицию академик Кашин. — Такие письма к президенту дискредитируют наше сообщество. Я свое отношение к академику Велихову выражу голосованием по его кандидатуре в состав Президиума РАН”.
После обсуждения устав был принят подавляющим большинством голосов: из 1428 зарегистрировавшихся членов Общего собрания против высказались 12 человек и трое воздержались.
Состоялись на собрании и выборы вице-президентов, членов Президиума РАН и главного ученого секретаря. Владимир Фортов предложил сохранить в составе президиума всех избранных в прошлом году представителей РАН, добавив по девять человек из РАМН и РАСХН. В списке голосования по вице-президентам также остались все ранее избранные на эти должности в РАН плюс бывшие президенты РАМН и РАСХН. На пост главного ученого секретаря был вновь предложен академик Игорь Соколов. Участники собрания оказали доверие всем выдвинутым кандидатам, кроме академика Евгения Велихова, который не набрал необходимых двух третей голосов и не прошел в Президиум РАН.
Общее собрание определило новую предельную численность академиков и членов-корреспондентов РАН. Для этого были просуммированы нормативы, ранее установленные для всех объединившихся госакадемий. Теперь в РАН может входить 2154 члена — 948 академиков и 1206 членов-корреспондентов. Собрание рекомендовало Президиуму РАН внести соответствующее предложение в правительство. Возможно, оно даже увеличит предельные цифры. Кроме того, из Госдумы пришла информация о том, что в РАН вскоре включат проживающих в Крыму членов Национальной академии Украины.
Надежда ВОЛЧКОВА
Фото Николая Степаненкова
Источник: газета «ПОИСК»