Глава минобрнауки Дмитрий Ливанов в интервью, озаглавленном «РАН хочет заниматься оказанием ритуальных услуг» (газета «Известия»), заявил, что правительство сформулировало ряд замечаний к новому проекту Устава РАН: «Там есть ряд полномочий, которые не вытекают из закона и являются избыточными. Например, в РАН очень хотят заниматься строительством и таким странным видом деятельности, как оказание ритуальных услуг. Об этом можно говорить с улыбкой, но это трагикомическая ситуация, и очень жаль, что приходится тратить время на обсуждение таких вещей. Причем в президиуме РАН разговор об этом ведут очень серьезно, считая это крайне важным».
Президент РАН Владимир Фортов прокомментировал «РГ» это высказывание: «Судя по словам министра, он вообще не читал Устав РАН.»
«Там нет ни одного слова ни о каких ритуальных услугах, — продолжил Владимир Фортов. — Могу процитировать дословно, что записано в уставе: глава «Предмет и цели деятельности, основные задачи и функции Российской академии наук», пункт 15.5. «церемониальные мероприятия». Не пойму, он откуда взял про ритуальные услуги. Не хочу даже это обсуждать.
Что касается замечаний правительства к уставу, то я их не видел. Мы ничего не получали. Правительство может проект устава либо утвердить, либо отвергнуть».
Свое мнение «РГ» высказал и заместитель президента РАН Владимир Иванов:
«По поводу устава есть поручения правительства, где сказано, что после того, как Общее собрание РАН приняло проект устава, минобрнауки, минфин, минэкономразвития, ФАНО совместно с РАН должны рассмотреть этот документ и в течение двух месяцев представить согласованный вариант в правительство. Само правительство никаких замечаний к проекту давать не будет — оно ждет согласованный документ, а затем будет принимать решение, принимать устав или нет. Так что информация о том, что правительство сформулировало какие-то замечания, не поступала. По крайней мере в РАН про это не известно. Кстати, пока никаких совещаний по согласованию проекта устава не было.
Что касается утверждения, что РАН хочет заниматься ритуальными услугами, то в тексте устава нет вообще упоминания о ритуальных услугах, а есть пункт о церемониальных мероприятиях. О чем идет речь? Во всех вузах есть церемония посвящения в студенты и выдачи дипломов. Наиболее развит церемониал в армии, существует церемония приема президентом страны высших офицеров армии.
Так почему бы не ввести такую же и для академиков — все-таки не последние люди в стране. Почему отказывают академии в праве проводить церемонии принятия новых членов в академические ряды? Церемонии вступления президента РАН в должность?
Наконец, о том, что академия может заниматься строительством. Во-первых, мы должны заниматься всем, что предписано законом о реформе академий, и можем заниматься всем, что законодательно не запрещено. А там нет запрета на ведение строительства. Кроме того РАН — это федеральное бюджетное учреждение. У РАН такой же статус, как у любого института, университета и т.д. Так почему им можно заниматься строительством, а РАН нет? Если РАН заработает деньги, скажем, на экспертизах, что является по закону нашей прямой обязанностью, то кто запретит их потратить, например, на ремонт здания академии? Словом, такое впечатление, что читателей вводят в заблуждение. Но с чем мы полностью согласны, так это с тем, что закон должен выполняться — и это в равной степени касается и минобрнауки и РАН».
Не секрет, что между некоторыми чиновниками и РАН давно сложились сложные отношения. И это очень тревожит научное сообщество. Ведь перед страной стоит важнейшая задача по переводу экономики на инновационные рельсы. Сойти с сырьевой иглы и стать страной с высокими технологиями невозможно без конкурентоспособной науки. Без разработки и внедрений наукоемкой продукции у России нет будущего. Но как решать эту сложнейшую задачу, если «в товарищах согласья нет»? Если время идет, а чиновники и академики никак не могут найти общий язык?
Источник: Российская газета